В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля, Божественную литургию в Петропавловском Императорском соборе возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, викарные епископы Санкт-Петербургской митрополии и архиереи, участвовавшие накануне в богослужении на Валааме, настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) с клиром, председатель издательского совета митрополии игумен Силуан (Туманов), настоятели петербургских храмов.
На богослужении присутствовали вице-губернатор северной столицы Игорь Дивинский, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, директор Михайловского театра Владимир Кехман.
После чтения уставного евангельского зачала и сугубой ектении Святейший Патриарх прочитал молитву о мире на Украине.
Были вознесены молитвы "об упокоении душ усопших рабов Божиих благочестивейших государей императоров и самодержцев всероссийских и благочестивейших государынь императриц" с перечислением имен всех царствовавших представителей Дома Романовых.
На запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился протоиерей Александр Глебов. Он отметил, что для нас апостолы Петр и Павел - "не позлащенные фигуры, а два живых человека". Они были разными по происхождению и по характерам, по-разному их призывал к Себе Господь: апостол Петр, будучи простым рыбаком, вряд ли отличался ученостью и, возможно, даже не умел читать. Но именно его Господь сделал "ловцом человеков" - с помощью Слова Божия, которое, в отличие от сети, не умерщвляет, а ведет к жизни вечной.
По окончании Божественной литургии митрополит Варсонофий обратился к Патриарху Кириллу с приветственным словом. В честь десятилетия возвращения в Россию чудотворного Тихвинского образа Божией Матери он преподнес Предстоятелю старинный список иконы.
Святейший Патриарх в своем первосвятительском слове сказал: "Этот праздник в круге церковных богослужений равен по значению двунадесятым и, в отличие от иных праздников, Церковь перед ним погружается в пост. Почему нужен особый литургический период времени, чтобы достойным образом подготовиться к прославлению святых первоверховных апостолов Петра и Павла? Разумеется, не случайно. В древности этот пост, который мы в просторечии называем Петровым, именовался апостольским, и он был посвящен подвигу святых апостолов, первые из которых - Петр и Павел. Подвиг апостольский не соизмерим ни с чем из того, что было совершено в Церкви в дальнейшем: ни с мученичеством, ни с аскезой, ни с добродетельной жизнью. В результате апостольских трудов Слово, которое они получили от Спасителя, будучи Его самовидцами, распространилось по всей Вселенной. Что находится в центре этого служения? Проповедь, миссия. Люди бы не узнали о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а еще лучше - вернулись бы в Галилею, где прекрасный климат и вкусная пища. Да, если бы небольшая апостольская община после страдания, смерти и Воскресения Христа ушла в Галилею и осталась там навсегда, как было бы им хорошо, как бы замечательно они завершили жизнь: в радости, мире, спокойствии, окруженные друзьями и единомышленниками. Но Господь не к этому их призывал. Он потребовал, чтобы они пошли во все концы Вселенной, и они пошли. И никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого уважения друзей - только испытания. Апостол Павел в своих посланиях сообщает страшную деталь, что пять раз был избиваем плетьми, получив двести ударов без одного, и трижды его били палками, и один раз он был побиваем камнями. Не было в их жизни ни покоя, ни мира, не было приятного общения, отпусков, выходных. Вся их жизнь была отдана апостольскому служению, была посвящена свидетельству о Христе, ведь апостол - это свидетель", - сказал Предстоятель.
"Понять сердцевину их подвига невозможно без сегодняшнего евангельского чтения. Спаситель обращается к апостолам и спрашивает: за кого меня почитают люди? Они говорят - одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка. И Спаситель спрашивает: за кого вы сами Меня почитаете? Тогда Петр отвечает: Ты Христос, то есть Спаситель, Мессия, Сын Бога Живаго. Вот эти слова и есть исповедание веры, именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Исповедание - это не только артикуляция неких вероучительных истин. Исповедничество - это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Спасителя. И дело не только в том, что апостолы говорили. Если бы они только говорили, за ними не последовало бы столько народу. Вся жизнь была свидетельством их слов о Спасителе, особенно жизнь апостолов Петра и Павла, полная страданий и завершившаяся смертью - насильственной смертью, мученической смертью", - продолжил Его Святейшество.
Он напомнил, что все ученики Христа погибли насильственной смертью, кроме Иоанна, который по особому Божиему снисхождению дожил до старости. "Всякий, кто исповедует Христа словом, делом, жизнью, того Сын Божий будет исповедовать перед Отцом Своим Небесным, поэтому нет ничего в этой жизни выше апостольского служения. Апостолы почили. А кто же продолжает это служение? Может быть, оно пресеклось? Если бы было так, то мы с вами не стояли бы в этом историческом кафедральном соборе в Петербурге. До этих мест просто не дошла бы весть о Спасителе. Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами, наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают это историческое странствие, в центре которого - исповедание веры в Господа и Спасителя нашего. И оно чаще всего сталкивается с враждебной реакцией не желающих или не способных воспринять Слово Божие. Иногда эта реакция приобретала чудовищный характер насильственной борьбы с христианством. Члены древней Церкви, мужчины, женщины, дети, не испугались исповедовать Христа, несмотря на страшные гонения. И у нас есть свидетельства об их мученических и исповеднических подвигах. Мы с вами - члены той самой Церкви. Сейчас вроде нет риска для здоровья или жизни, нет открытых гонений, но не было в истории человечества эпохи, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, не сопровождалось скорбями и трудностями. И наша эпоха в этом смысле не отличается от других, но несет новые вызовы и проблемы, с которыми Церковь сталкивается на пути апостольского служения. Поэтому мы особо готовим себя к встрече с подвигом апостолов Петра и Павла. Каждый из нас должен быть на месте апостолов - епископ, священник, диакон, мирянин, потому что Церковь наша - апостольская, и Господь от нас ждет и требует исповедничества. Мы должны быть внутренне духовно сильными, сосредоточенными на этом апостольском слове. Вот Церковь и предлагает нам поститься перед этими святыми днями и размышлять об апостольском подвиге и своей великой ответственности. Многие воспринимают свидетельство о Боге как дело своей жизни. Мы молим святых первоверховных апостолов Петра и Павла укрепить нас в верности Господу, чтобы нам явился их дивный пример", - завершил свое слово Святейший Владыка.
Поблагодарив сослуживших ему, он еще раз поздравил петербуржцев с днем святых апостолов Петра и Павла - "особым городским торжеством, подлинным Днем города".
Петропавловский собор был построен под руководством Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора был кафедральным, затем стал придворным. В 1919 году был закрыт. Ныне принадлежит Государственному музею истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей Дома Романовых. С 1990-х годов в нем совершаются панихиды по российским императорам.
"Вода живая",
12.07.14
Раздел:
ИА "Вода живая"