Состоялся концерт детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина

В рамках XXV Пасхального фестиваля в Белом зале Политехнического университета 6 мая состоялся концерт детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина Владимирского собора под управлением Ирины Болдышевой.

В первом отделении прозвучали византийские песнопения: кондак, стихиры и тропарь Пасхи, тропарь Великих понедельника, вторника, среды "Се Жених грядет в полунощи…", I антифон последования Святых и Спасительных Страстей "Чувствия наша…", избранные песни Пасхального канона (на славянском и греческом языках), ексапостиларий Пасхи "Плотию уснув…" (на славянском и греческом языках). Во втором отделении были исполнены хоровые композиции Ирины Болдышевой на слова русских поэтов, посвященные Пасхе: "Ночь на Пасху" (на слова протоиерея Андрея Логвинова), "Риза" (на слова Александра Солодовникова), "Радость моя, Христос Воскресе!" (на слова протоиерея Андрея Логвинова), "Пасха. Мы пойдем сегодня в храм" (на слова Елены Екимовой) и другие произведения.

Регент предваряла песнопения вступительными словами о значении и истории распева. Особое внимание она уделила особенностям византийских песнопений: "Это самая древняя православная традиция. Ею дышит вечность, дышит дух Евангелия. В византийской традиции интересно то, что чрезвычайно трагические события передаются через светлую музыку, из чего можно сделать вывод, что в святоотеческую эпоху люди были настолько чуткими, что их нужно было утешать, а не пробуждать их чувства, чтобы они, наконец, начали каяться. В византийской иконописи изображали не столько зрелища, сколько тайну, и песнопения тоже раскрывают тайну Пасхи".

Многие зрители пришли на концерт целыми семьями, зал был наполнен детьми.

В беседе с корреспондентом "Воды живой" руководитель хора отметила, что его репертуар на 99 процентов состоит из переложений византийских богослужебных песнопений на церковнославянский язык. Хору присуща особая манера исполнения - естественное звукоизвлечение, "Богом данное звучание", без нажима и напряжения мышц и связок. "Во взрослом хоре регенту труднее достигнуть слияния голосов, поскольку каждый участник имеет своего педагога и прошел свою школу, - отметила она. - У нас же есть уникальная возможность воспитать детей в единой вокальной манере, поскольку мы принимаем в хор детей с четырех лет. Это дает единое слияние голосов, что важно при исполнении древних песнопений".

В жизни хора, по словам регента, большую роль сыграли поездки в Сербию и на Урал, где почитаются святые царственные мученики. Древнее пение, открытость Сербии, любовь к царской семье - это то, что помогает воспитывать детей: они прикасаются к подлинной древней красоте, созданной святыми отцами, к самим великим святым.

Хор был создан в 1990 году. Главные достоинства его вокального стиля - ясно произносимое слово и проникновенная простота, теплота, искренность подачи. Создатель и руководитель хора - одновременно композитор, исследователь древнего пения, хоровой дирижер и вокальный педагог. Многие сочинения из репертуара хора были исполнены впервые в России и являются плодом трудов его руководителя. Это расшифровки древнерусских знаменных песнопений, переложения византийских песнопений с греческого на церковнославянский язык, собственные композиции - духовные песни на стихи Алексея Хомякова, Сергея Бехтеева, Александра Солодовникова и протоиерея Андрея Логвинова.

ИА "Вода живая",
06.05.16