Лекция "Предчувствие барокко" музыканта Андрея Решетина прошла 22 января в клубе "Ортодокс". Художественный руководитель ансамбля "Солисты Екатерины Великой" и созданного им же фестиваля старинной музыки представил уникальный, блестяще подобранный материал, который помог понять важные, глубинные процессы в европейском обществе XVII-XVIII веков.
По словам музыканта, воспитание вкуса не менее важно, чем развитие нравственности и интеллекта. Хотя барокко принято считать реакцией на Реформацию, прежде всего в Италии, это явление, безусловно, глубже и сложнее. Само название "barocco" в переводе с итальянского - "странный", "причудливый" появилось в то же время, и использовалось во Франции для определения итальянского стиля эпохи классицизма.
Чтобы лучше объяснить стиль барокко, музыкант начал лекцию рассказом о смыслах и интерпретациях, которые возникают по прочтении первых строк Евангелия от Иоанна. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, он показал несколько музыкальных фрагментов Антонию Вивальди и Иоганна-Себастьяна Баха.
То, как по-разному видят исполнители одну и ту же партитуру "Кошмара в Венеции", изменяет звучание произведения до неузнаваемости: мягкое и тягучее или ритмичное и динамичное, дождь или ураган…
"Страсти по Иоанну" Баха звучали то красиво и величаво, то с невыносимой болью и мукой в каждом звуке. Чувствовался леденящий душу страх от осознания - что же мы сотворили?
Подводя итога встречи, куратор клуба Валерий Веткин отметил: "Искусство, это то, что превышает простой утилитарный смысл, и жизнь при этом тоже можно воспринимать как искусство. В наши дни возрождение барокко, более реально, чем в конце XIX века: у нас больше "пазлов" для создания этой замысловатой картинки, больше возможностей рассмотреть этот невероятный узор, увидеть мир сложным, наполненным тайной. И понять, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие страдания и трудности ожидают его на пути к высшим духовным ценностям".
Фото Виктора Немтинова
ИА "Вода живая",
22.01.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура