В МИА "Россия сегодня" 20 января прошла пресс-конференция "Передача Исаакиевского собора Русской Православной Церкви: перспективы диалога религиозной и светской частей общества". Ее участники обсудили сложившуюся ситуацию, изложили свое видение перспектив диалога религиозной и светской частей общества.
Руководитель экспертного центра ВРНС Александр Рудаков подчеркнул, что задача встречи - представить точку зрения ВРНС как светской организации, возглавляемой Святейшим Патриархом Кириллом, объединяющей людей на основе общенациональных ценностей.
Член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Николай Валуев сказал, что для него как петербуржца и гражданина России очевидно: передача Исаакиевского собора Церкви не нанесет вред одному из самых величественных зданий Санкт-Петербурга: "Собор является культурным памятником, вокруг которого выстраивался Санкт-Петербург, с которым соотносилась архитектура города, и он изначально задумывался как собор, в который люди приходят для молитвы". Он напомнил, что в храме Христа Спасителя в Москве совершаются богослужения и в то же время его посещают миллионы туристов. Многие храмы, которые разрушенные после 1917 года, были созданы на народные деньги, и передача храмов Церкви является актом примирения и примером мирного сосуществования граждан России - как верующих, так и неверующих. Передача храмов в пользование Церкви - пример гражданской зрелости общества.
Директор мемориального центра "Бутово" Игорь Гарькавый отметил, что нужно помнить о предназначении памятника культуры, о самой причине возникновения памятника. Исаакиевсий собор - это прежде всего храм. Его строил не музей, и все то, что в нем находится, было создано для служения Богу. Эксперт считает искусственным конфликт, в котором Церковь противопоставляется музеям. Оно возникло еще в советское время. "Музеи противопоставляются Церкви, так как им было передано церковное имущество. Но ведь именно благодаря музеям сохранились многие церковные памятники", - сказал он, приведя в пример спасение храма Василия Блаженного музейными работниками. Его планировали снести, но активная позиция и письмо Сталину с призывом не делать этого позволили отстоять великий памятник культуры.
В исторической перспективе музей и Церковь неразрывно связаны друг с другом, а первые музеи возникли именно в храмах. Примером церковных музейных собраний является музей Ватикана. Аналогичные музеи существуют в Италии в ряде епархиальных центров. Эксперт назвал несостоятельным тезис о том, что Церковь не сможет так же тщательно заботиться о памятниках культуры, как музей. "Если для чиновника храм, пусть даже он им восхищается как объектом искусства, это просто объект его работы, культурная ценность, то для Церкви и верующих - это святыня, поэтому Церковь - лучший распорядитель для таких ценностей", - сказал директор центра "Бутово", подчеркнув, что для самой Церкви музейная деятельность должна быть одним из направлений просветительского и миссионерского служений, поскольку "предметы искусства не существуют в отсутствие тех смыслов, на основе которых были созданы". Музей исторически возник в стенах храма, и он может бесконфликтно и плодотворно с ним сосуществовать, уверен эксперт.
Руководитель правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев считает, что раздуваемая вокруг передачи собора кампания организована группами граждан, изначально негативно относящимися к Церкви, у которых "любое ее действие вызывает раздражение". Он предложил обратить внимание на 30-летний опыт передачи храмов Церкви. Передача упрощает и делает свободным доступ людей в храмы. "Некоторые чиновники от культуры считают нормальным, что люди должны заплатить деньги, чтобы войти в храм, хотя для многих бедных людей это дорого, при этом почему-то звучит аргумент, что Церковь будет на чем-то наживаться, тогда как, наоборот, люди получат бесплатный доступ в храм", - сказал он. Религиовед отметил, что передача Исаакиевского собора не станет препятствием для его посещения верующими других конфессий, в частности, мусульманами, поскольку и сегодня встречи церковных иерархов и исламских муфтиев проходят в стенах православных храмов и монастырей.
Координатор дискуссионного клуба ВРНС Владимир Лепехин отметил, что полемика вокруг передачи собора происходит в год столетия событий 1917 года, и есть круги, заинтересованные в том, чтобы год стал годом противостояния в российском обществе. Поэтому звучат призывы к протестным и не всегда легитимным формам выражения несогласия с законным решением.
Протестующие группы интересует не судьба музея, а пиар на актуальной теме. "Главный мотив раздувания противостояния - появился хороший повод, чтобы "советских" людей натравить на Церковь, и наоборот, у верующих вызвать волну негатива в адрес этой части общества, поскольку коммунисты были разрушителями храмов, - отметил он. - Надо ясно показывать, как технический вопрос о передаче объекта превращают в зерно смуты, имеющее потенциал перерастания в массовые беспорядки".
Руководитель юридической службы ВРНС Виталий Веремчук объяснил правовой контекст событий. В 1918 году был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего все религиозные организации утрачивали право на имущество и оно становилось народным достоянием. Вопрос, совершаются ли там религиозные обряды, отдавался на решение местным властям. В 1990-х годов в СССР начался процесс создания правовых основ деятельности религиозных организаций, наделения их статусом юридического лица и передача им имущества. Действует закон 2010 года № 327 о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Субъекты федерации во его исполнение принимают свои законы, в частности, в Санкт-Петербурге такой закон был принят в 2012 году. Поэтому на правовых препятствий для передачи Исаакиевского собора Церкви нет. Эксперт подчеркнул, что есть успешный опыт работы Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры, где совмещены два юридических статуса - монастыря и музея.
Александр Рудаков в заключение отметил, что в преддверии столетия событий 1917 года нужно думать о том, как не расколоть общество, не сделать эту дату поводом для взаимной ненависти и вражды. В качестве инициативы, способной примирить и консолидировать общество, он предложил обсудить возможность установления новой общественной даты - Дня памяти разрушенных храмов. По его словам, наиболее вероятная дата такого события - 5 декабря, годовщина разрушения храма Христа Спасителя (1931). Он был восстановлен усилиями государства и общества, простых неравнодушных людей, и сегодня это символ объединения, общенационального единства. В дни проведения ВРНС в зал церковных соборов храма Христа Спасителя приходят представители всех конфессий, сторонники всех представленных в обществе идеологических платформ, ведут там диалог. По мнению эксперта, предлагаемый День памяти - это не повод для мести и сведения исторических счетов, а повод задуматься о трагедиях прошлого, чтобы они не повторились.
Игорь Гарькавый добавил, что россияне должны понимать масштабы того, что потеряли. По его словам, было уничтожено около 51 тысячи храмов: до революции их было около 57 тысяч, после 1991 года - около 6 тысяч. Он предложил разработать систему мемориальных знаков, чтобы на месте разрушенных храмов ставились памятные кресты или мемориальные доски на здании, которое возникло на месте разрушенной церкви, - как напоминание о существовавшем храме, монастыре, часовне в символическом пространстве города.
Подводя итоги дискуссии, Александр Рудаков выразил мнение, что в Церкви хорошо понимают проблемы музейного сообщества и настроены на плодотворное взаимодействие с ним. В полемике нельзя использовать навязываемый обществу язык ненависти и остерегаться проявлений христианофобии.
ИА "Вода живая" - Пресс-служба ВРНС
Раздел:
Мониторинг СМИ