Выставка "Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария" открылась 27 апреля в корпусе Бенуа.
На церемонии открытия заместитель директора по научной работе Евгения Петрова подчеркнула, что на выставке памятники новгородской культуры XVI века не просто демонстрируются - многие были атрибутированы и отреставрированы, и устроители выставки ставили перед собой задачу не только показать экспонаты публике, но и оставить следующим поколениям эти предметы в хорошем состоянии.
"Когда мы говорим о Древней Руси, в первую очередь подразумеваем Великий Новгород, - отметила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина. - Многим кажется, что после присоединения Великого Новгорода к Москве случилось непоправимое - ассимиляция. Но когда мы стали изучать памятники новгородского искусства XVI века, обнаружили, что они нисколько не похожи на московские. Можно даже сказать, что нам заново открылась блестящая страница в истории новгородского искусства - искусство XVI века. Оно столь значительно, что заслуживает собственного раздела. Ключевая личность для понимания новгородской культуры того периода - святитель Макарий, который управлял Новгородской епархией с 1526 по 1542 годы. Казалось бы, человек московский, при нем Новгород утратит самобытность. А получилось совсем наоборот: при нем новгородская культура пережила взлет, утвердился новый стиль, который с полным правом можно назвать "стилем владыки Макария". Будущий святитель был высокообразованным человеком, и одним из первых его деяний стало обновление скриптория. На выставке можно познакомиться с лучшими образцами книжного искусства той поры - экспонаты предоставлены Российской национальной библиотекой. Искусство книжной миниатюры тех лет - это особое художественное явление. Оно сильно повлияло и на остальные искусства: иконопись, шитье, скульптуру".Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия - икон, шитья, резьбы по дереву, богослужебной утвари, литья. Экспонируются предметы и из других собраний: выше уже была упомянута Российская национальная библиотека, кроме того, в формировании экспозиции участвовали Библиотека академии наук, ряд хранилищ Москвы - РГБ, РГАДА, Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева, Музей русской иконы и другие. Свою лепту внесли Новгородский и Псковский музеи-заповедники, а также частные коллекционеры.
Надо сказать, что в результате деятельности владыки Макария Москва не только не "поглотила" Новгород - случилось совсем наоборот: после того как владыка в 1542 году был избран на Московскую кафедру, он благословил работать в Москве многих новгородских умельцев, и они оказали свое влияние на московскую культуру. В 1547 году митрополит венчал на царство первого русского царя Иоанна IV Грозного. Именно при владыке Макарии началась эпоха книгопечатания на Руси.
В бытность свою в Великом Новгороде владыка Макарий благоустраивает кафедральный Софийский собор, строит, перестраивает и украшает множество храмов. О том, как выглядел Новгород во времена владыки Макария, можно судить по изображениям на иконах: для наглядности детали икон с видами древнего Новгорода в увеличенном виде представлены на специально изготовленных баннерах. Таким же образом увеличены многие книжные миниатюры; кроме того, отсканированные древние книги можно "листать" на тачскрин-столах. Оригиналы книг трогать руками, понятно, нельзя.
На церемонии открытия выступил ансамбль древнерусского пения "Ключ разумения".
На выставке представлены иконы того времени, в том числе редкие сюжеты - например, житие Андрея, Христа ради юродивого, самый известный эпизод из жития которого - видение Божией Матери, в память о котором мы празднуем Покров, - множество резных изделий, от маленьких образков до поклонных крестов, кованые изделия, в том числе оклады.
Центральный экспонат выставки - деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, о нем даже упоминается в летописях.
Вплоть до XVII века амвон использовался в богослужении главного собора Новгорода. На вопрос корреспондента ИА "Вода живая", где стоял амвон, каким образом на него поднимались священнослужители и почему его перестали использовать, руководитель проекта, заведующий сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры Виктор Чмеленко ответил, что подобные амвоны ставились в центре храма, поднимались на них при помощи приставных лестниц, которые не сохранились (не сохранился также и настил, на котором, собственно, и стоял священнослужитель), а перестали их использовать в связи с никоновской реформой. Он рассказал также, что амвон был со всех сторон украшен иконами, судьба которых неизвестна - скорее всего, их продолжали использовать при богослужениях.
В XVIII веке амвон был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 году, в числе других древностей Софийского собора, в Академию художеств. В 1897 году памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х находился на экспозиции. В самом начале Великой Отечественной войны экспонат был разобран и упакован в ящики - его собирались эвакуировать, но в связи с начавшейся блокадой Ленинграда сделать это не успели, и ящики всю войну находились в подвале музея. После окончания войны амвон был вновь собран и хранился в фондах.
В 2014 году началась полная реставрация памятника, с основными этапами которой можно ознакомиться с помощью видеофильма, который демонстрируется на выставке, а также фотографий в каталоге.
В процессе реставрации был найден уникальный артефакт - записка на клочке бумаги (как установила экспертиза - бумаге дорогой, французской) "Афонкин жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы". Смысл записки пока неясен, а вот посмотреть на нее можно: она располагается в отдельной витрине.
Выставка продлится до 1 августа.
ИА "Вода живая",
27.04.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура