Выставка "Осень русского Средневековья", посвященная сакральному искусству XVII столетия, открылась 21 февраля в корпусе Бенуа Русского музея. Представлены произведения из фондов музея, многие - впервые или с новой атрибуцией. Это образцы иконописи, ювелирного искусства, лицевого шитья, монументальной живописи. Название выставки отсылает к книге Йохана Хейзинги "Осень Средневековья", - исследованию искусства Нидерландов XV века.
"Автор книги написал, что к искусству того времени надо подходить с позиций сакральной культуры, - отметила старший научный сотрудник Полина Западалова. - Схожие процессы происходили в русском искусстве XVII века. Принадлежит ли оно новому времени или продолжает ранние традиции? Выставка дает ответ: оно средневековое. Искусство позднего Средневековья существенно отличается от более раннего: здесь особая пышность, увлеченность визуальными образами. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, отмечал, что иконописцы здесь не имеют равных. Но мы не можем похвастаться монографиями, посвященными творчеству какого-нибудь мастера. О западноевропейских художниках написано много книг. У нас тоже есть великие имена: Гурий Никитин, Кирилл Уланов, Симон Ушаков, Никита Павловец, Никифор Савин. Цель выставки - вызвать интерес к культуре XVII века. Мы - жители Санкт-Петербурга - имеем возможность посмотреть на себя в обратной перспективе. Видя произведения, исполненные на основе западных образцов, мы понимаем, что имперская столица не спустилась с небес и не восстала сама собой из болот - она плод развития культуры второй половины XVII века, когда московское общество мечтало о создании такого города".
То, что московские иконописцы XVII века начали подписывать свои произведения (в большинстве они оставались анонимными), свидетельствовало об обмирщении сознания. Русская иконопись подвергалась сильному западноевропейскому влиянию. Появляются типично "живописные" черты - например, иллюзионистская лепка объемов, невиданное внимание к деталям. Но характерно это в первую очередь для Москвы - в других местах продолжали создаваться произведения, привычные для средневекового сознания. На выставке представлены образцы архаичного искусства Обонежья и Поморья. Веяния из Москвы доходили и до других городов: об этом свидетельствуют образ святого Артемия Веркольского из церкви в деревне Волок Новгородской области, образ святых Флора и Лавра из села Моржегоры Архангельской области, икона Рождества Христова из Вологды. Искусство Пскова и Новгорода под влиянием Москвы начинает утрачивать самобытность.
Что касается "московской школы", характерная для нее чрезмерная детализация прослеживается, например, в иконах "Символ веры" и "Отче наш" из московского храма святого Григория Неокесарийского. Иконописцы круга Гурия Никитина не только снабжают практически каждое слово основных христианских молитв соответствующим изображением, но и каждый сюжет отличается многофигурностью, каждое изображение - мелкими и дробными деталями.
Новаторский в то время "живоподобный" стиль, выработанный в 1650-1660-х годах изографами Оружейной палаты, хорошо виден в произведениях Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, Родиона Сергиева. Художников начинает привлекать видимый мир, они перестают рассматривать иконопись лишь как отражение горнего мира.
Симон Ушаков интересовался западноевропейской гравюрой, был внимателен к творчеству европейцев, работавших вместе с русскими художниками в царских мастерских. Он попытался привить некоторые приемы, характерные для портретного искусства, искусству иконописи. Для произведений мастера и других иконописцев Оружейной палаты характерен новый подход к цвету, переход к тональному колориту, объемности вместо плоскостности.
В надписях на произведениях встречаются имена заказчиков. Среди них - цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр Алексеевич, Патриархи Московские Питирим и Адриан, епископ Тамбовский Игнатий, боярин Иван Шуйский, представители семейства Строгановых, окольничий Василий Волынский.
Заслуживают внимания и произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина.
Произведения второй половины XVII столетия поражают богатством цвета, порою даже избыточностью узорочья. Элементы декора нередко обретают черты натуралистичности, в чем проявляется созвучность развития иконописи и декоративно-прикладного искусства.
В XVII столетии продолжают развиваться другие виды искусства. В городах и монастырях работали резчики по дереву, оловянщики, чеканщики, кузнецы, фонарники, медники, серебряных, слюдяных и свечных дел мастера. Мастера Русского Севера создавали резные многоярусные иконостасы, камерные киоты для икон, храмовую скульптуру. На выставке представлены вологодские резные иконы "Николай Можайский" и "Святой Георгий", образы великомучениц Параскевы и Екатерины из Новгорода, брачные венцы, расписные деревянные потиры и другие изделия.
Выставка начинается и завершается резными Царскими вратами: это вход в иной, новый мир. В основном экспозиция древнерусского искусства была сформирована к 1914 году, но есть и новые поступления, недавние работы реставраторов, в том числе частично раскрытые иконы, восстановленный фрагмент фрески Троицкого собора Макарьевского монастыря в Калязине. Перед его затоплением собор был взорван, но частично снятые фрески попали в музеи Москвы и в Русский музей.
Выставка продлится до 13 мая.
ИА "Вода живая",
21.02.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура