Картина "Оплакивание Христа" представлена в Эрмитаже

Bыставкa "Якоб Йорданс (1593-1678). Картины и рисунки из собраний России" открылась 1 марта в Николаевском зале Эрмитажа. Она организована совместно с музеями Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми. Впервые в экспозиции представлена картина из Александро-Невской лавры.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил наместника лавры епископа Кронштадского Назарий и присутствовавшего духовника обители архимандрита Виталия (Радомысльского).

По словам Михаила Пиотровского, выставка "русского Йорданса" посвящена 100-летию пребывания картин фламандского художника в собраниях России. Представлен широкий спектр жанров, в которых писал Йорданс, в том числе шедевры на библейские темы. Выставка - результат совместной работы культурных институций. Благодаря соглашению между Эрмитажем и Александро-Невской лаврой центральным экспонатом стала картина "Оплакивание Христа", принадлежащая Свято-Троицкому собору. Это жест культурного взаимодействия в деле сохранения и популяризации культурного наследия.
 
Центральное место занимает картина "Оплакивание Христа", переданная для временного экспонирования в рамках соглашения между Александро-Невской лаврой и Эрмитажем. История полотна в России начинается в 1764 году после его покупки императрицей Екатериной II. Картина вошла в первую крупную царскую коллекцию, положившую начало эрмитажному собранию. В 1794 году в числе других произведений на библейские сюжеты она была подарена новопостроенному Свято-Троицкому собору лавры.

По словам архимандрита Виталия (Радомысльского), промыслительно, что картина "Оплакивание Христа" станет центральным экспонатом выставки в дни Великого поста.

"Картина призвана совершать миссионерское служение на выставке, безмолвно проповедовать Христа умершего и воскресшего. Мы должны приходить сюда не как туристы, а как паломники по пути движения к святыне, ведь каждый посетитель выставки придет посмотреть на традиционную фламандскую живопись, а с первых минут окажутся перед картиной, посвященной одному из переломных моментов, описанных в Евангелии, - отметил отец Виталий. - Что посетитель увидит на картине? Христос, как Сын Человеческий, уже умер. И каждый, кто смотрит на картину, становится невольным сопричастником Его оплакивания. Мы оказываемся лицом к лицу с Господом. Он только что был снят с креста и умер как человек, но только Крест, как древо жизни вечной, указывает нам на небо. Это особый момент в жизни и судьбе человечества - Христос уже умер, но как обетованный Мессия еще не воскрес. Это момент тишины и начало трехдневного ожидания Воскресения Христова. Композиция построена так, что глядя на картину, человек становится не просто внешним созерцателем, но участником. Ведь тот факт, что евангельские персонажи на картинах Йорданса одеты в традиционные фламандские одежды, свидетельствует не об искажении истории, а о глубоком сопереживании и проникновении в сюжеты Священного Писания. Перенесение реалий, современных той эпохе, в композицию на евангельский сюжет - это во многом религиозный акт, свидетельствующий о желании стать соучастником этих событий, быть рядом со Христом. Палитра цветов и особая композиция картины, как бы стремящаяся вверх от умершего Иисуса на земле через Крест к небу, предваряет последующее торжество Воскресения, давая надежду через скорбь на преображение человеческой жизни".

Выставка продлится до 26 мая.

ИА "Вода живая",
01.03.19