Состоялась лекция о библейских эскизах Александра Иванова

Лекция Надежды Завальной "Библейские эскизы Александра Иванова" в рамках лектория "Предание.ру" состоялась 18 февраля в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря.

Надежда отметила, что по образованию она - историк античности, и Александр Иванов ей интересен как исторический живописец. Идея лекции родилась потому, что в свое время она описывала эти эскизы для портала "Экзегет.ру". Александр Иванов задумал 500 сюжетов, осуществил 200.

Лектор напомнила основные вехи биографии художника: большую часть жизни он провел в Италии, где и работал над главной своей картиной - "Явление Христа народу". В Италии художник общался с Николаем Гоголем. Иванов не спешил возвращаться в Россию и представлять картину, а когда это произошло, реакция общественности его разочаровала. 

Находясь в Италии, художник получил заказ от Академии художеств на запрестольный образ для строящегося храма Христа Спасителя. Эскиз сохранился, но картина не была завершена. Неудавшийся образ приводит художника к решению иллюстрировать Библию. Более ранние библейские эскизы тщательно прорисованы, в отличие от более поздних. Поздние были созданы, когда у художника возник невероятный замысел общественного здания, покрытого фресками на сюжеты из Священного Писания. Задумано было 22 цикла из 500 сюжетов. Сам художник наверняка понимал утопичность своего проекта, тем не менее, в течение двадцати лет рисовал маленькие картинки, показывая их только близким.

Показывая слайды, Надежда обратила внимание на то, что ветхозаветные сюжеты получились у Иванова гораздо более оригинальными, чем новозаветные, за исключением относящихся к страстям Христовым. Возможно, причиной этого было знакомство с книгой немецкого теолога Давида Фридриха Штрауса (1808-1874) "Жизнь Иисуса", вышедшей в 1850 году. Для Штрауса характерно резко критическое отношение к догматизму в философии и религии. Не отрицая исторического существования личности Иисуса, он находил, что большая часть представлений о Нем имеет позднейшее происхождение, и пытался обнаружить греческие, еврейские и восточные источники этих сюжетов. 

В композициях Иванова на библейские сюжеты видно знакомство с шедеврами Возрождения: художник то заимствует из них что-то, то отталкивается от них. Например, сюжет сотворения Адама довольно сильно отличается от известной трактовки Микеланджело: у Иванова Бог, вдыхающий душу в Адама, представлен как Отец, а Адам на этом рисунке - подросток. А вот в сюжете о грехопадении фигура Адама напоминает сюжет Микеланджело, причем место Бога в композиции занимает… Ева, а ее руки напоминают змей. Есть в этой композиции и отсылки к "Венере и Марсу" Ботичелли. Композиция "Изгнание из рая" напоминает картину Мазаччо. "Поклонение золотому тельцу" свидетельствует о том, что Иванов видел фрески Помпеи. А в сюжете Тайной вечери художник располагает фигуру Иисуса не по центру, чтобы композиция не напоминала фреску Леонардо да Винчи. Лектор обращает внимание на значимость положения рук в эскизах. Например, в "Призвании Авраама" жест Бога - это жест Распятия. Интересна ассирийская одежда, в которую облечены персонажи.

Эскиз о пришествие трех странников в дом Авраама и Сарры удивит зрителя, для которого данный сюжет прочно связан с иконой Андрея Рублева. Но Иванов, подчеркнула Надежда, не знал этого произведения - оно вошло в научный обиход позже. Сюжет же, разработанный художником, напоминает нам о Благовещении. В центре композиции - Сарра, одежды образуют на ее животе перекрестие - это знак будущей беременности.

Есть и другие переклички ветхозаветных и новозаветных сюжетов: так, пьющий Самсон вызывает ассоциации с той "водой живой", которую впоследствии Спаситель обещает самарянке.

Хотя лектор и предупреждала, что не будет касаться искусствоведческой проблематики, она не могла не упомянуть разность манер, в которых созданы эскизы, и новаторство художника. Часть эскизов колористическая, часть монохромная. Так, сюжет о принесении в жертву Исаака решен с помощью одних линий и напоминает рисунки Анри Матисса. Надежда также отметила, что Иванов как будто включает зрителя в композицию, делает его свидетелем событий.

Одна из символических композиций - "Сон Иосифа". В центре - Дева Мария, из Нее исходит свет. Ангел протягивает Иосифу руку Марии, а тень от этой руки читается как рука Бога Отца. В сюжете встречи Марии и Елизаветы в центре - фигура Девы Марии, Она освещена солнцем, а фигуры Захарии и Елизаветы - в тени, они еще находятся в пространстве Ветхого Завета. Встречу Христа и Никодима Иванов трактует как встречу Ветхого и Нового Завета. В сюжете Преображения Христос изображен внутри Ока Господня - только здесь открывается божественность Иисуса. 

Александр Иванов необычно решает сюжет Голгофы: Богоматерь, ученики и женщины издали наблюдают за казнью. Часть фигур показаны лишь контуром, а в цвете решены фигуры Богоматери, апостола Иоанна, Марии Магдалины и Марии Клеоповой - тех, кто не побоится подойти к подножию Креста.

"Святые отцы предлагают различные варианты чтения и изучения Библии, - сказала в завершение Надежда Завальная. - А плодом размышлений Александра Иванова были эти эскизы. Живое отношение автора к Писанию роднит его с Джотто, Микеланджело. Иванов - наследник эпохи Возрождения для России".

Александр Иванов (1806-1858) родился в семье профессора живописи Андрея Иванова. В одиннадцать лет поступил "посторонним" учеником в Императорскую академию художеств. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару". Общество поощрения художников посылает его на свой счет за границу. В 1830 году Иванов прибыл в Рим. В Италии копировал работы мастеров Возрождения, изучал Священное Писание, замыслил большое полотно о первом явление Мессии народу. В качестве подготовки в 1834-1835 годах написал "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине". Картина имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за нее звания академика. Работа над картиной "Явление Христа народу" затянулась на двадцать лет (1836-1857). Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в Академии художеств в 1858 году. Художник вскоре скончался от холеры, был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга, в 1936-м перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

ИА "Вода живая",
18.02.20


Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря

196084, Санкт-Петербург, Московский район, Московский пр., д. 104

Упоминания в новостях

Все новости