Конференция "Империя и Церковь" прошла в СПбДА

Всероссийская конференция "Империя и Церковь" прошла 12-13 марта в СПбДА.
Конференция "Империя и Церковь" прошла в СПбДА

Открывая ее, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин отметил, что встреча в Санкт-Петербурге, "синодальной столице", логична: здесь сосредоточена значительная часть архивов, связанных с Синодальным периодом. То, что конференция проходит в стенах духовной академии, тоже не случайно, ведь ее возникновение также связано с Синодальным периодом. Форум стал плодом деятельности исторического общества СПбДА.

Доцент Национального исследовательского университета имени Жореса Алферова РАН Александр Закржевский в докладе "Архиерейские перемещения в контексте бюрократизации и секуляризации церковного управления в первые десятилетия Синодального периода" рассмотрел период 1721-1764 годов: от учреждения Синода до начала секуляризационной политики императрицы Екатерины II. За это время сменили место служения более шестидесяти процентов епископата. В большинстве указов о переводах отсутствует причина, понятно, что для Церкви это явление носило отрицательный характер, внося путаницу в епархиальную жизнь. По мысли докладчика, это было попыткой государства регулировать отношения между светской и церковной властями на местах.

Профессор кафедры истории РГПУ Юрий Кондаков в докладе "Политическая борьба в духовной сфере по документам из собрания архимандрита Фотия (Спасского; 1792-1838)" рассказал, что император Александр I до войны 1812 года увлекался различными современными ему мистическими течениями, спокойно относился к существованию сект и масонских лож. Терпимое отношение императора вызывает "моду" на тайные общества, куда начинает входить и духовенство. Одним из немногих, кто смог открыто противостоять такому порядку вещей, стал настоятель Свято-Юрьева монастыря в Новгороде архимандрит Фотий (Спасский). Так, он принимал активное участие в смещении с поста обер-прокурора Святейшего Синода князя Алсександра Голицына, друга императора, который во многом определял религиозную политику государства. В документах, найденных исследователем, особое внимание обращают комментарии архимандрита Фотия относительно деятельности масонов. По словам докладчика, часто они крайне наивны, но при этом ценно само желание священнослужителя в одиночку противостоять массовому явлению.

Доцент Московского государственного юридического университета имени Олега Кутафина Михаил Приходько в сообщении "Синод и Министерство духовных дел и народного просвещения в 1817-1824 гг." сделал попытку охарактеризовать взаимоотношение Александра Голицына после его отставки с поста обер-прокурора Синода в 1817 году и назначения главой Министерства духовных дел и народного просвещения и его преемника на посту обер-прокурора Синода Петра Мещерского. Автору не удалось обнаружить сведений, свидетельствующих о каком-либо противостоянии этих двух личностей - по его мнению, это следствие четкого разграничения компетенций министерства и входящего в его структуру Синода.

Завершил пленарное заседание доклад протоиерея Константина Костромина "Социальные проекты благочиния эстонских приходов Петербургской епархии в начале ХХ века". Отец Константин рассказал об истории выделения эстонцев в отдельное благочиние из среды православных прибалтов. В благочинии существовало Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского, которое окормляло братский дом, школу и общежитие для девушек из эстонских земель. На пике своего существования благочиние включало в себя 9 приходов (не только эстонских, но и прибалтийских). Такая социальная активность дала свои плоды, но уже после революционных событий 1917 года (примером яркого, самоотверженного служения является протоиерей Константин Колчин, имя которого до сих пор известно среди православных эстонцев). Но, несмотря на наличие подробного описания социально ориентированной деятельности благочиния, не удается оценить масштаб проведенной работы. Это, по словам докладчика, может быть следствием вольной системы подачи отчетной документации в епархию.

Ведущим второго заседания стал заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории СПбДА Дмитрий Карпук. Доклады, прочитанные на втором заседании, позволили углубиться во взаимоотношения государства и Церкви, посмотреть на них с разных сторон: не только на отношение Российского государства к Русской Церкви, но и частично рассмотреть внешние взаимодействия империи с мировым православием.

Второй день работы конференции также состоял из двух заседаний. Ведущим первого из них стал главный архивист ЦГА Санкт-Петербурга, профессор СПбДА Михаил Шкаровский.

Тематика докладов была крайне разнообразной: слушатели познакомились с историей русской общины в Афинах, с православной миссией среди коренных народов империи, с деятельностью обер-прокуроров Святейшего Синода и непростыми церковно-государственными отношениями той поры.

Второе заседание организаторы посвятили церковному "петербурговедению" и генеалогии. Доклады касались истории некоторых храмов епархии, переписки настоятелей с государственными учреждениями, годовых епархиальных отчетов тех лет. Второй блок докладов содержал генеалогические сведения о трехвековом служении священнических родов Преображенских и Тихомировых - особенно митрополита Японского Сергия (Тихомирова). Важное место среди обсуждаемых личностей занял архиепископ Полтавский Феофан (Быстров). Примечательно, что в 2020 году исполняется 75 лет со дня кончины митрополита Сергия и 80 лет со дня кончины архиепископа Феофана.

Полный список участников и тем докладов.

ИА "Вода живая",
13.03.20


Санкт-Петербургская духовная академия

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17

Упоминания в новостях

Все новости