Семинар "Новое язычество: вызовы современности", организованный Институтом истории и социальных наук и Центром профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде при поддержке Санкт-Петербургской епархии, прошел 24 апреля в РГПУ. Слушателями стали студенты, представители духовенства и силовых структур, ученые.

Директор института истории и социальных наук Александр Прилуцкий отметил, что современное славянское язычество - это субкультурный феномен, который имеет к религии лишь косвенное отношение. Актуален вопрос, насколько феномен интернет-присутствия язычества репрезентативен и соотносится с реальным количеством язычников.
Доцент РГПУ Алексей Гайдуков отметил, что христианское понятие "язычество" означает исповедания народов, ушедших от почитания истинного Бога-Творца. Необходимо различать "неоязычество", выступающее против христианской системы ценностей, и "новое язычество" - закрытое маргинальное течение, не тяготеющее к радикализму.
Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин рассказал о позиции Святейшего Патриарха Кирилла и Русской Православной Церкви по вопросам неоязычества. На заседании Высшего церковного совета 10 апреля рассматривался вопрос о распространении неоязычества и было принято решение о создании межведомственной рабочей группы по профилактике неоязычества под руководством архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова). Святейший Патриарх обеспокоен распространением неоязыческих настроений в среде военных и силовых структур, а также тем, что неоязычество под разными видами пытается проникнуть в сферу образования - например, когда православные праздники подаются в языческом ключе. Было приведено выступление Патриарха Кирилла на этом заседании: "Историческая Русь более тысячи лет назад осознанно и решительно выбрала путь следования за Христом, то есть отказалась от язычества. Этот выбор определил всю дальнейшую судьбу нашего народа и нашего Отечества, лег в основу государственности и в основу формирования культурных идеалов нашего народа. Однако сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить наше прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами… Мы видим, что сегодня происходит некое сращивание неоязычества со всевозможными оккультными и эзотерическими практиками, которые рекламируются без всяких ограничений и превратились просто в бизнес, - всевозможные колдуны, колдуньи, ну и все прочее, о чем каждый из нас хорошо знает. Вот почему проблема неоязычества требует как духовно-просветительских усилий Церкви, так и мер государственного реагирования, когда это течение приобретает откровенно деструктивный характер", - отметил, в частности, Предстоятель.
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов (Москва) в онлайн-докладе осветил наиболее распространенные заблуждения, касающиеся современного язычества. Часто язычество воспринимается как статичное явление, отдельные случаи описываются как общие, отсутствует разделение "языческой тематики" и язычества как социального явления. Очевидно, что феномен требует дальнейшего глубокого всестороннего исследования.
Заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ Роман Силантьев (Москва) в онлайн-докладе подробно остановился на неоязыческих аспектах советской власти. Он привел языческие примеры "обожествления" лидеров, конструирования и низвержения их культа, а также обратил внимание на то, что современное язычество во многом опирается на советский антицерковный опыт.
Онлайн-доклад директора гуманитарного института НовГУ Даниила Крапчунова (Великий Новгород) был посвящен вопросам подмены, реконструкций и фальсификации русских праздников в социальной практике современной России. Были приведены в пример организация "солнечных праздников", появление новых названий (например, "Комоедица" вместо Масленицы), совмещение разных календарных систем, путаница в датах старого и нового стиля, воспроизведение советских стереотипов, несовпадение с этнографической трактовкой. Доклад был дополнен многочисленными иллюстративными примерами рекламы праздников с использованием языческой символики и атрибутики.
Доцент кафедры религиоведения КФУ Марина Бигнова (Уфа) в онлайн-докладе поделилась краткими результатами исследования общественного мнения о современном язычестве и неоязычестве, проведенного среди студентов в разных регионах России. Одним из компонентов исследования был вопрос об источниках сведений о неоязычестве и язычестве, где, вопреки предположениям авторов опроса, нет ярко выраженных лидеров. Обнаружена слабая осведомленность респондентов о представителях и названиях неоязыческих сообществ, не выявлено единого мнения о значении неоязычества и язычества для современного общества.
Профессор кафедры философии СФУ Людмила Григорьева (Красноярск) в онлайн-докладе обозначила идеологемы маскулинности и антихристианские дискурсы в современном российском неоязычестве. Она отметила некорректность данных о реальной численности язычников, полученных методом анкетирования. Профессор отметила, что радикальные молодежные сборища, обладающие ярким романтическим флером, остаются вне поля зрения исследователей. При этом у клубов единоборств и боевых искусств неоязыческих идеологем и практик может и не быть, но у них присутствует маскулинность и соответствующая символика.

Председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко раскрыл проблематику неоязыческого дискурса с точки зрения православной апологетики, также отметив отсутствие критериев неоязычества. Для осуществления действенной миссионерской работы необходим подбор способов взаимодействия с теми, кто "исповедует неоязычество", с опорой на значимые для оппонентов положения. У неоязычников таковых нет либо они эклектичны. По его словам, работа Церкви в отношении экстремистски ориентированных язычников представлена тремя видами деятельности: академической, направленной на изучение феномена, практической, когда представители Церкви участвуют в исках, опираясь на ретроспективные свидетельства пострадавших от неоязыческих культов, и миссионерской, педагогической и просветительской деятельностью, касающейся профилактики радикализма в среде "неоязычески" настроенной молодежи.
Консультант комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти Владимир Горячев рассказал об особенностях предварительной оценки неоязыческой литературы на предмет наличия признаков экстремизма, отметив, что в ней больше атеизма и идеологических нарративов (например, концепции расового превосходства), чем язычества как религиозного феномена.
В завершение прозвучал доклад в онлайн-формате об особенностях религиозной деятельности современного неоязычества аспиранта СПбДА диакона Сергия Исайчева (Пенза).
Предполагается выход серии научных публикаций по материалам семинара.
ИА "Вода живая",
24.04.25
Доцент РГПУ Алексей Гайдуков отметил, что христианское понятие "язычество" означает исповедания народов, ушедших от почитания истинного Бога-Творца. Необходимо различать "неоязычество", выступающее против христианской системы ценностей, и "новое язычество" - закрытое маргинальное течение, не тяготеющее к радикализму.
Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин рассказал о позиции Святейшего Патриарха Кирилла и Русской Православной Церкви по вопросам неоязычества. На заседании Высшего церковного совета 10 апреля рассматривался вопрос о распространении неоязычества и было принято решение о создании межведомственной рабочей группы по профилактике неоязычества под руководством архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова). Святейший Патриарх обеспокоен распространением неоязыческих настроений в среде военных и силовых структур, а также тем, что неоязычество под разными видами пытается проникнуть в сферу образования - например, когда православные праздники подаются в языческом ключе. Было приведено выступление Патриарха Кирилла на этом заседании: "Историческая Русь более тысячи лет назад осознанно и решительно выбрала путь следования за Христом, то есть отказалась от язычества. Этот выбор определил всю дальнейшую судьбу нашего народа и нашего Отечества, лег в основу государственности и в основу формирования культурных идеалов нашего народа. Однако сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить наше прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами… Мы видим, что сегодня происходит некое сращивание неоязычества со всевозможными оккультными и эзотерическими практиками, которые рекламируются без всяких ограничений и превратились просто в бизнес, - всевозможные колдуны, колдуньи, ну и все прочее, о чем каждый из нас хорошо знает. Вот почему проблема неоязычества требует как духовно-просветительских усилий Церкви, так и мер государственного реагирования, когда это течение приобретает откровенно деструктивный характер", - отметил, в частности, Предстоятель.
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов (Москва) в онлайн-докладе осветил наиболее распространенные заблуждения, касающиеся современного язычества. Часто язычество воспринимается как статичное явление, отдельные случаи описываются как общие, отсутствует разделение "языческой тематики" и язычества как социального явления. Очевидно, что феномен требует дальнейшего глубокого всестороннего исследования.
Заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ Роман Силантьев (Москва) в онлайн-докладе подробно остановился на неоязыческих аспектах советской власти. Он привел языческие примеры "обожествления" лидеров, конструирования и низвержения их культа, а также обратил внимание на то, что современное язычество во многом опирается на советский антицерковный опыт.
Онлайн-доклад директора гуманитарного института НовГУ Даниила Крапчунова (Великий Новгород) был посвящен вопросам подмены, реконструкций и фальсификации русских праздников в социальной практике современной России. Были приведены в пример организация "солнечных праздников", появление новых названий (например, "Комоедица" вместо Масленицы), совмещение разных календарных систем, путаница в датах старого и нового стиля, воспроизведение советских стереотипов, несовпадение с этнографической трактовкой. Доклад был дополнен многочисленными иллюстративными примерами рекламы праздников с использованием языческой символики и атрибутики.
Доцент кафедры религиоведения КФУ Марина Бигнова (Уфа) в онлайн-докладе поделилась краткими результатами исследования общественного мнения о современном язычестве и неоязычестве, проведенного среди студентов в разных регионах России. Одним из компонентов исследования был вопрос об источниках сведений о неоязычестве и язычестве, где, вопреки предположениям авторов опроса, нет ярко выраженных лидеров. Обнаружена слабая осведомленность респондентов о представителях и названиях неоязыческих сообществ, не выявлено единого мнения о значении неоязычества и язычества для современного общества.
Профессор кафедры философии СФУ Людмила Григорьева (Красноярск) в онлайн-докладе обозначила идеологемы маскулинности и антихристианские дискурсы в современном российском неоязычестве. Она отметила некорректность данных о реальной численности язычников, полученных методом анкетирования. Профессор отметила, что радикальные молодежные сборища, обладающие ярким романтическим флером, остаются вне поля зрения исследователей. При этом у клубов единоборств и боевых искусств неоязыческих идеологем и практик может и не быть, но у них присутствует маскулинность и соответствующая символика.

Консультант комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти Владимир Горячев рассказал об особенностях предварительной оценки неоязыческой литературы на предмет наличия признаков экстремизма, отметив, что в ней больше атеизма и идеологических нарративов (например, концепции расового превосходства), чем язычества как религиозного феномена.
В завершение прозвучал доклад в онлайн-формате об особенностях религиозной деятельности современного неоязычества аспиранта СПбДА диакона Сергия Исайчева (Пенза).
Предполагается выход серии научных публикаций по материалам семинара.
ИА "Вода живая",
24.04.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы

Санкт-Петербургская духовная академия Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии Санкт-Петербургская епархия иерей Николай Сергеевич Святченко протоиерей Александр Александрович Пелин Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович)