Презентация сборника "Церковное пение: традиции и современность" состоялась 16 сентября в храме Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова.
Весной-летом 2020 года в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский фестиваль православных певческих традиций "Истоки". Одним из его мероприятий стала дискуссия, по материалам которой и выпущен сборник.
Открылась презентация благодарственным молебном о завершении фестиваля, который отслужил настоятель протоиерей Димитрий Кулигин.
Он сообщил, что работа над сборником заняла более трех месяцев. Руководитель проекта Елена Олехнович представила всех авторов, среди них - доктора искусствоведения Марина Рахманова и Зивар Гусейнова, протоиерей Димитрий Кулигин, руководитель детско-юношеского хора при соборе Владимирской иконы Божией Матери Ирина Болдышева, руководители певческих коллективов, регенты хоров, преподаватели музыкальных учебных заведений.
Протоиерей Димитрий Кулигин рассказал, что фестиваль вырос из проводимого в течение многих лет концерта знаменного пения и колокольного звона "Мироносицкие встречи". Концерт носил локальный характер, а фестиваль позволил расширить не только географические, но и музыкальные рамки: были затронуты не только русская, но и византийская, сербская, грузинская музыкальные традиции. Авторы сборника - в основном из Санкт-Петербурга, хотя были участники из других городов и даже из-за рубежа, география участников, как выразился отец Димитрий, - от Камчатки до Парижа. Помимо текстов в сборнике есть иллюстративный материал: таблицы, цветные вкладки, ноты.
Ирина Болдышева рассказала об особенностях звукоизвлечения, вокальных школах, предоставив статью из сборника "Произнесение богослужебного слова: по следам византийской и древнерусской певческих традиций". Первоначально доклад на эту тему она подготовила для съезда регентов в Москве, но в текст внесены дополнения. Как сделать, чтобы слово, которое является главным, не потонуло в распеве? В партесной музыке ему потонуть легко, но и при исполнении песнопений древних традиций это может происходить. Подход связан с закономерностями фонетики. Молитва - это всегда две личности: внимающая - Господь, Богородица, святые, ангелы, - и личность, изливающая молитву, поэтому опасна утрата интонации обращенности.
Елена Олехнович отметила, что в сборнике есть еще одна статья о византийской музыке - московского автора Ирины Стариковой о преподавании византийского распева для детей, и интересно сравнить московский и петербургский подходы.
Стиль раннего русского строчного многоголосия вызывает большой интерес у исполнителей, в рамках фестиваля исполнялась строчная литургия. В сборник вошла статья Романа Поимцева. Исполнителей этой традиции много, есть авторитетные столичные коллективы - например, ансамбль "Сирин". Теоретическая и историческая базы строчного многоголосия расширяется, и это отражено в статье. Известно, как оно сложилось, откуда пришло, но вопросы исполнительства остаются открытыми. Автор продолжает расшифровку, работает с рукописями. Последняя строчная рукопись датируется 1730-ми годами. Староверы сохранили только традиции знаменного пения, а в традиции многоголосия работали в свое время элитарные музыканты - певчие архиерейских хоров, и, судя по всему, по царскому приказу они все перешли на партесное пение. Может быть, где-то традиции строчного многоголосия существовали и дольше, пока это неизвестно.
Елена Олехнович рассказала, что ее статья "Преподавание знаменной нотации и монодических распевов" возникла в результате работы с клиросом храма Державной иконы Божией Матери. На приходе возникла школа знаменного пения. Принимали всех желающих, независимо от образования и музыкальных способностей. Намеренно избегали перевода на современную нотацию, упор на изучение по слуху. На "Мироносицких встречах" учебный коллектив представлял свою программу. Участвовали и в фестивале.
Отец Димитрий отметил, что его статья, открывающая сборник, не претендует на научность, это скорее его личное отношение к происходящему: "То, что я переживал с середины 1990-х, - это боль за древнерусские распевы и радость, когда кто-то вдохновлялся ими".
В завершение был показан фильм о фестивале "Истоки".
ИА "Вода живая",
16.09.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Державной иконы Божией Матери на пр. Маршала Жукова
198261, Санкт-Петербург, Кировский район, пр. Маршала Жукова, дом 60, кор.1, лит.Б, 2-й этажУпоминания в новостях
20 октября 2024
Отмечен день тезоименитства святого цесаревича Алексия
...
На выставку также прислали работы учащиеся воскресных школ Петропавловского собора Петергофа, храмов цесаревича Алексия в Знаменке, Ксении Петербургской на Лахтинской улице, Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова, студии при Сампсониевском соборе, а также юные художники из Гатчины и других городов ...
22 октября 2023
Прошел концерт фестиваля "Истоки"
...
Помимо уже известных гатчинцам исполнителей - Алексея Гвоздецкого, Анастасии Моревой, ансамбля древнерусской раздельноречной знаменной традиции "Истоки" (руководитель Ольга Смирнова), клироса Скорбященской церкви Тосно (руководитель - Любовь Котлярова) и, конечно же, знаменного ансамбля фестиваля "Истоки" и детского хора храма иконы Божией Матери "Державная" (руководитель Алена Николаева) - на ежегодное собрание любителей древних распевов приехал хор прихожан Московского подворья Валаамского монастыря "Соловушки" ...