Выставка "Русская Атлантида", посвященная 100-летию Русского исхода, открылась 4 ноября в крипте Казанского кафедрального собора. Ее организаторы - епархиальная паломническая служба, Казанский собор, Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ, Союз художников России и Петровская академия наук и искусств.
Представлены работы 25 художников из многих уголков России, основные сюжеты холстов - выдающиеся архитектурные ансамбли русской провинции, виды храмов и монастырей, природа. Помимо живописных работ, написанных на пленэрах в Татарстане, Башкирии, Чувашии, Калужской, Костромской, Тверской, Владимирской и Ярославской областях, в экспозицию входят три парсуны русских цариц, родившихся на земле Калужской, авторства народного художника России Людмилы Юги и деревянные скульптуры заслуженного художника России Бориса Сергеева из цикла "Северная Фиваида".
"Русское искусство не мыслит себя без духовных начал, - сказал в приветственном слове председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. - В работах, которые мы видим, прекрасно сочетаются традиции народного искусства, лубка, фольклора и иконописи. Каждый художник, который открывает в себе смыслы, по сути, крестоносец, потому что любое нахождение, преодоление себя - тяжелый труд, крестоношение. В этом вся суть, отличающая нас от западноевропейского искусства, где форма иногда превалирует над содержанием. Желаю вам сохранять традиции русской реалистической школы в высоком смысле этого слова. Представленные работы индивидуальны и в то же время традиционны. Пусть Господь хранит вас, дает вам сил. И если у вас будет хотя бы один ученик, который может продолжить ваше дело, мы можем считать свою миссию достойно выполненной".
"Русская Атлантида - это то, что забывалось и разрушалось, а сейчас воскрешается, - объяснила смысл названия автор-руководитель проекта Людмила Юга. - Когда художник попадает в монастырь, видит духовный образ жизни, когда он общается со священниками и монахами, у него мысли перестраиваются. Он из жизненной суеты уходит в духовный мир, и работы его становятся духовными: это уже не просто березка, а образ русской земли и русской веры. Некоторые художники так проникаются жизнью в монастыре, что чуть ли не всю серию работ дарят ему, монастыри делают целые экспозиции с этим работами, и когда приезжают паломники, они видят не только действующий храм, но и изображения этого храма на стенах монастыря. Наша задача и задача Церкви - оторвать людей, прежде всего детей, от цифрового мира и показать им божественный видимый мир".
Глава администрации Калязинского района Тверской области Константин Ильин отметил, что для маленького города большая честь представлять в Санкт-Петербурге виды Калязина. Основной сюжет картин - колокольня взорванного и затопленного храма святого Николая чудотворца - символ неизбывности, непотопляемости России. Калязинцы добивались, чтобы колокольню включили в проект по реставрации, опасаясь, что этот символ непотопляемости России рухнет. Если Атлантида утонула, то Россия будет жить, главное - хранить веру православную. Было собрано 100 тысяч подписей, проект согласовали, государство выделило деньги на проект, и в 2021 году пройдет реставрация.
Руководитель отделения изобразительных искусств Петровской академии Борис Сергеев рассказал, что академия была создана 25 лет назад по инициативе митрополита Иоанна (Снычева) для сохранения традиционных ценностей. Среди членов академии - ученые, военные, медики, философы, историки, священнослужители, всего 1200 человек. В отделении искусств состоит 120 художников со всей России. Проект "Русская Атлантида" существует много лет.
Директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Виталий Васильев вручил участникам пленэров благодарности от имени Союза художников России. Затем новым членам-корреспондентам Петровской академии были вручены значки и удостоверения.
Состоялась дискуссия. Затем выступил камерный хор "Орферион" под руководством Ольги Вакар с программой духовной музыки.
В 2020 году исполнилось 100 лет со дня массового исхода Белой армии и беженцев из России. 9 октября 1920 года (по старому стилю) генерал Врангель отдал приказ об оставлении Крыма - у него не осталось сил и средств для борьбы с многомиллионной Красной армией. Крым покинуло 130 кораблей, отплывающих из всех портов побережья: Феодосии, Севастополя, Новороссийска, Керчи. Было вывезено 145 693 человека, не считая судовых команд. За границей 1-й армейский корпус под командованием генерала Кутепова разместился на Галлиполийском полуострове, Донской корпус под командованием Абрамова - в окрестностях Стамбула, а Кубанский под командованием генерала Фостикова - на острове Лемнос. В результате революции и Гражданской войны был сломан русский цивилизационный код. Произошел Русский исход, положивший конец Гражданской войне, открывший эпоху русской эмиграции и окончательно завершивший историю Российской империи.
ИА "Вода живая",
04.11.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...