Цикл лекций о музыке открылся в Шереметевском дворце

Цикл лекций-концертов "Сакральное пространство музыки" открылся 5 февраля в домовой церкви святой Варвары Шереметевского дворца. Организаторы - епархиальный совет по культуре и Музей музыки - Шереметевский дворец. Ведущий - председатель совета по культуре кандидат богословия иерей Илия Макаров.

Первая лекция называлась "Oratorium, или концерт". В ней приняли участие лауреат международного конкурса Дарья Телятникова (меццо-сопрано), Елена Кейлина (фортепиано), Регина Штейнман (скрипка).

Отец Илия выразил благодарность сотрудникам музея за реставрацию церковного пространства. Он отметил, что история западной и русской христианской культуры шла параллельно, и, несмотря на все отличия, музыка сближает: "Никогда музыку не использовали, чтобы осудить, покорить, уничтожить". Объясняя смысл названия, отец Илия объяснил, что оратория (от латинского oratorium - храм, молельня) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на религиозный сюжет, предназначенное для концертного исполнения, и это целое направление в истории музыки. Был исполнен отрывок из оратории Георга Фридриха Генделя "Мессия".

Отец Илия рассказал, что авторских произведений, представляющих собою молитву Богородице, известно около сорока. В православной традиции распевов молитвы "Богородице Дево, радуйся" - примерно восемьдесят. Это говорит о том, что христиане всех конфессий чтут Деву Марию. Одна из известнейших композиций - "Ave Maria", приписываемая итальянскому композитору Джулио Каччини. На самом деле автором был советский гитарист Владимир Вавилов (1925-1973). "Но если Вавилов хотел, чтобы его произведение исполнялось под именем Каччини, почему же не уважить его", - заметил отец Илия и объявил: "Джулио Каччини. Ave Maria".

Тема Богородицы напрямую связана с праздником Рождества. Было исполнено рождественское песнопение "Ночь тиха" - для Дарьи Телятниковой это была премьера. Отец Илия рассказал об истории создания этого произведения. Текст был написан в начале XIX века немецким священником Йозефом Мором, а музыку для гитары он попросил написать своего друга, органиста Франца Грубера. Возможной причиной было то, что орган в церкви, где служил священник, накануне Рождества сломался, а в праздник необходимо было что-то исполнить.

Разговор о западной церковной музыке невозможен без упоминания Иоганна Себастьяна Баха.

"Советское музыковедение как-то обходило тот факт, что Бах был выдающимся церковным композитором, - сказал отец Илия. - Но быть органистом, писать для Церкви - это было то, к чему он всегда стремился. Для Баха музыка - это то, что ставит человека перед лицом Бога. А нужна ли такая музыка нерелигиозному человеку? Очень нужна! Она побудит его задать себе вопросы, которые иначе бы у него не возникли. Духовная музыка, выйдя из храмов, продолжает говорить о самом главном".

Прозвучали инструментальный хорал Баха, исполняемый в период адвента, в предрождественские дни, посвященный притче о десяти девах (Мф. 25:1-13), а также ария Петра из оратории "Страсти по Матфею".

В завершение вновь прозвучало песнопение "Ave Maria", на этот раз - на музыку Франческо Паоло Тости. Отец Илия отметил, что это не канонический текст молитвы Богородице, а музыкальный монолог девушки, обращенный к Деве Марии, и это связывает нынешнюю лекцию-концерт со следующей, посвященной теме музыкальной исповеди.

Следующая лекция состоится 12 марта.

ИА "Вода живая",
05.02.21