Иконостасу Петропавловского собора - 300 лет

Исполняется 300 лет уникальному памятнику декоративного искусства петровской эпохи - иконостасу Петропавловского собора. Главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова рассказала 25 апреля журналистам о его реставрации.

Она отметила, что иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. Условно иконостас можно разделить на правую, "мужскую", и левую, "женскую", половины. Главная икона правой половины - Иисус Христос на престоле со скипетром и державой. Спаситель представлен неожиданно и непривычно - одет как московский царь XVII века, а на голове у него митра патриарха. Это символ политических итогов правления Петра: период, когда патриарха не было, но и не было еще Синода, закончился, и в 1721 году начинается синодальный период Русской Церкви. Она входит в состав государства, и фактически русский правитель становится ее главой. Главная икона левой половины - Богоматерь с Младенцем, напоминающая государыню Екатерину I. Младенец на Ее руках похож на самого Петра. Это странно: когда создавалась икона, Петра и его мужских наследников не было в живых. Икона называется "Одигитрия", Путеводительница, логично предположить, что Богородица указывает на Своего Младенца и как бы говорит, что надо следовать и быть верным тому, кто находится на престоле из наследников Петра, кто бы это ни был.

Царские врата четырехстворчатые и весят 9900 кг. Во время патриарших богослужений полагается открыть все четыре створки, но это сделать сложно, поэтому там закамуфлированы рельсы, по которыми едут колеса, и врата в нужный момент раскрываются. Врата непривычны со всех сторон, на них должны быть четыре изображения - евангелистов и сцена Благовещения архангела Гавриила и Деве Марии. Но этого здесь нет. Традиции нарушаются, а каноны соблюдаются. Поэтому на новом сооружении для Русской Церкви - кафедре - помещены изображения четырех евангелистов, благовествующий архангел Гавриил изображен слева от врат, в центре в медальоне - Дева Мария.

Tема ключей имеет особое значение для культуры XVIII века и для иконостаса: Христос передал ключи от рая апостолу Петру, которого всегда изображают с ключами. Северная война на территории России начинается с захвата крепости, которую Петр переименует в Шлиссельбург, что значит "ключ в город". Над Царскими вратами изображены два крестообразно сложенных ключика.

Иконостас реставрировался первые в 1735 году из-за пожара, затем в 1748-м опять из-за пожара. В 1756-м собор претерпел разрушения, когда молния попала в шпиль колокольни. В 1919 году прошло последнее богослужение, в 1924-26-х собор был передан музею революции, а в 1954-м - музею истории Ленинграда, реставрационные работы иконостаса практически не коснулись, с 1908 года золочение велось примитивное, на лак мордан, и иконостас потерял блеск, не был сочетанием матовых и глянцевых поверхностей. В 1989-м было решено вернуть историческое золочение. В 2009 году было подписано соглашение о богослужениях в соборе, он стал местом совместного использования епархии и музея. В 2011 году началась новая реставрация, за два года иконостас привели в прекрасное состояние. В 2013 году прошла патриаршая служба, связанная с 400-летием династиии Романовых. На последней реставрации восстановили скульптуры, иконы, вернули тип золочения, выпрямили луч на Царских вратах, вернули фонарик архангелу Гавриилу, отреставрировали кисти, установили композицию "Иисус Христос во славе".

7 апреля 1722 года (по старому стилю) Петр I "словесно повелел" московскому мастеру Ивану Зарудному приступить к созданию иконостаса строящегося Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля под руководством зодчего. Композиция ориентирована на западноевропейские барочные образцы и отличается от традиционных алтарных преград русских церквей XVI-XVII веков. Центральная его часть решена в виде величественной триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге Андреем Меркурьевым (Поспеловым) и Филиппом Артемьевым (Протопоповым). В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославления деяний Петра I, воскресившего "из мертвых Россию". Иконостас сохранился практически в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой.

ИА "Вода живая",
25.04.22

Упоминания в новостях

Все новости