Конференция "Конфессиональные СМИ и профилактика религиозного экстремизма. Формирование позитивного образа восприятия конфессий Санкт-Петербурга" прошла 27-29 сентября в административно-деловом центре "Невская ратуша". Ее организовал городской отдел по связям с религиозными объединениями. Участниками стали представители отдела, традиционных религиозных конфессий, экспертного, научного сообществ, СМИ, религиоведы, сотрудники органов власти.
28 сентября "круглый стол" на тему "Формирование позитивного образа восприятия конфессий Санкт-Петербурга" провели начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов и главный специалист отдела Антон Винокур.
Санкт-Петербургскую епархию представляли сотрудники информационного отдела Анастасия Мясоедова (сектор коммуникаций), Тимур Щукин (журнал "Вода живая") и Татьяна Кириллина (ИА "Вода живая").
Главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров" протоиерей Александр Степанов посвятил выступление теме современных медиа как инструмента христианского благовестия на опыте радиостанции. Он назвал важным аспектом деятельности церковных СМИ привлечение молодежной аудитории. Она не слушает радио как таковое - может слушать музыку, но содержательный, разговорный жанр ею не востребован. Пытались делать молодежные программы, организовали группу "ВКонтакте", чтобы обсуждать темы, интересные молодым. Группа быстро разрослась, но при наличии нескольких тысяч подписчиков выяснилось, что люди готовы обсуждать, какие темы им интересны, но не готовы... слушать сами передачи, помнить, что в такой-то день и час выйдет в эфир такая-то программа, и надо включить трансляцию.
"Молодежь ищет то, что ей нужно в данный момент: например, кто-то прямо сейчас хочет узнать о Святой Троице или о религиозных представлениях Достоевского, - сказал отец Александр. - Они вбивают тему в поисковик, а дальше, если хотят покороче, смотрит материал в "Википедии", а если готовы знакомиться глубже - ищут содержательные тексты, могут обращаться и к аудиоконтенту: многие любят слушать передачи и лекции, бегая по утрам или находясь в общественном транспорте. Мы пришли к тому, что контент надо трансформировать в удобную форму - в сервис подкастов. Там закачан огромный объем материала, более тысячи архивов. Если сравнивать со светским аналогом, то это - "Арзамас". Понятно, что у нас гораздо больше программ на религиозные темы, но также много на темы исторические, философские, музыкальные, детские; есть у нас и аудиокниги. Большинство наших слушателей - люди светские и не связанные с религиоведением. Для продвижения контента надо также развивать социальные сети. Поначалу в нашей группе "ВКонтакте" были поздравления с праздниками, объявления о событиях, анонсы. Мы поняли, что надо предпринять дополнительные шаги для популяризации, что у нас не хватает профессиональных знаний, чтобы выполнить нашу основную задачу - привлечение людей к духовным проблемам, далее - к христианству, православию, церковной жизни. Мы обратились к специалистам, они посоветовали, как надо представлять контент, чтобы его заметили. Стали развивать также YouTube-канал, так что сейчас можно послушать все, что люди не успели послушать в эфире".Главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований Областного университета Татьяна Пронина в докладе "Религиозная тема в российской медийной повестке" констатировала, что религиозное возрождение, на которое так надеялись в начале 1990-х, не состоялось: наше общество осталось секуляризованным, интерес к религиозным вопросам у него минимальный. В качестве примера докладчица привела результаты исследований в одном из регионов, большинство населения которого определяли себя как православных: в Великий пост наблюдался огромный интерес к передаче "Битва экстрасенсов". Церковные деятели, к сожалению, не стали весомыми спикерами в общем информационном пространстве. Чиновники, даже если объявляют себя православными, мыслят вне церковной парадигмы. В основном "лицо" Церкви определяют медиа, которые не всегда настроены дружелюбно. Коснулась она и вопроса участия церковных деятелей в ток-шоу. Здесь важно, чтобы эксперты, которых туда приглашают, были, с одной стороны, компетентными в обсуждаемом вопросе, с другой - у них должна отсутствовать агрессия по отношению к людям, занимающим иную позицию. Важным инструментом, который мог бы повлиять на отношение общества к вере и Церкви, она назвала художественные фильмы на религиозную тему.
Доцент кафедры ТВ Института кино и телевидения Михаил Фатеев рассказал о христианах Донбасса на основе поездок в ЛНР и ДНР в 2017 и 2020 годах.
Председатель совета общины святой Екатерины на Васильевском острове (Евангелическо-Лютеранская Церковь России) Эльвира Жейдс рассказала об истории Смоленского лютеранского кладбища, подчеркнув, что там покоятся представители многих вероисповеданий. Один из склепов в свое время использовался для съемок фильма "Брат" и впоследствии стал популярным туристическим местом. Любители фотографироваться в этом склепе проявляют неуважение к памяти тех, чьи останки там покоятся, а журналисты только подогревают нездоровый интерес, называя его в своих публикациях "склепом из фильма "Брат". Журналистское сообщество должно способствовать прекращению этой практики.
Специалист городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ Ольга Коротченкова призвала журналистов при освещении религиозной тематики обращаться к профессиональным экспертам.
В рамках конференции состоялись экскурсии в Государственный музей истории религии и Музей христианской культуры, пресс-тур Петрикирхе - лютеранская церковь святой Марии - Смоленское лютеранское кладбище.
ИА "Вода живая",
29.09.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Информационный отдел Санкт-Петербургской епархии Журнал "Вода живая.Санкт-Петербургский церковный вестник" Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» Государственный Музей Истории Религии (ГМИР) Санкт-Петербургская епархия Сектор коммуникаций при епархиальном информационном отделе Музей христианской культуры протоиерей Александр Олегович Степанов Тимур Аркадьевич Щукин