Представлена выставка "Русский стиль"

Эрмитаж представил 23 мая выставку "Русский стиль" в искусстве. От Николая I до Николая II". Среди более ста экспонатов - живопись, графика, мебель, изделия из фарфора, стекла, металла, дерева, серебра, а также костюмы и ткани, изготовленные мастерами ведущих предприятий, вузов и художественных центров России XIX - начала XX века. Они иллюстрируют художественное направление, которое условно называют псевдорусским, национально-романтическим или неорусским стилем. Выставка дает наглядное представление о том, как менялась творческая интерпретация "русского стиля".

Куратор выставки Наталья Гусева отметила, что псевдорусский стиль - название, принятое для периода историзма, который начинается с правления императора Николая I. Тогда происходит увлечение стилями и эпохами. После изучения фольклорных образцов и крестьянского быта начали собирать коллекции - вышивки, народных поделок. Литературная повествовательность проникла в прикладные произведения эпохи историзма. Псевдорусский стиль основан не на копировании народного творчества, он создает сказочные образы и сюжеты. Модерн приходит через русский стиль. Первые образцы модерна появляются в Абрамцеве - это церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1882 году по эскизу Виктора Васнецова. Храм живописной композицией органично вписан в природное пространство.

Один из экспонатов, матрешка начала XX века, относится к первым образцам стиля. Внизу игрушки - металлический утяжелитель для устойчивости. В 1900 году на выставке в Париже впервые русские мастера представили игрушку "Матрена", состоящую из восьми фигурок. Первая, самая маленькая, была в сарафане и платочке, в одной руке держала курицу, в другой - серп, потом шел мальчик в русской косоворотке, потом опять девочка и так далее. Игрушка завоевала третье место, и матрешки стали популярны. После выставок в Париже и Лондоне, где были представлены образцы отечественного ремесла и искусства, русский стиль пошел дальше как мировое явление.

Идеологической основой этого стиля стал постулат министра народного просвещения Сергея Уварова: "Православие, самодержавие, народность". Получив импульс развития при государе Николае I, поощрявшем освоение национального наследия, этот патриотический посыл нашел продолжение при всех последующих императорах. Однако манера интерпретации "русской темы" под влиянием социально-политических событий менялась. От произведений с фольклорной атрибутикой художники начала XX века обратились к обобщенным образам.

Наиболее ярко интерпретации "русского стиля" в искусстве демонстрируют такие знаковые произведения, как портрет фрейлины Софии Орловой-Денисовой в русском придворном платье (художник Пимен Орлов), картина "Милый гость издалека" (художник Оскар Фрейвирт-Лютцов), портрет мальчика из семьи Терликовых в косоворотке (кисти Ивана Кабанова), ваза с росписью "Русская красавица в сарафане" с оригинала картины Константина Маковского (Императорский фарфоровый завод), чернильный прибор "Руслан и волшебная голова" (фабрика Феликса Шопена), ларец-теремок, исполненный по рисунку Сергея Малютина, кресло "Дуга, топоры и рукавицы".

Также на выставке представлены костюмы знаменитого бала 1903 года в Зимнем дворце. Событие было посвящено Московской Руси и времени правления царя Алексея Михайловича. На всех участниках праздника были "русские костюмы XVII века", созданные для бала выдающимися художниками и портными-модельерами.

Значимы экспонаты, связанные с 300-летием Дома Романовых: серебряное подносное блюдо работы "Фабрично-торгового товарищества преемников Немирова-Колодкина и меню торжественного обеда 25 мая 1913 года в Кремлевском дворце в честь юбилея династии и дня рождения императрицы Александры Феодоровны.

Экспонируются и предметы, связанные с именами выдающихся архитекторов: Федора Солнцева, Андрея Штакеншнейдера, Ипполита Монигетти, Ивана Ропета, Николая Султанова, Николая Набокова. Показаны образцы производства Императорского фарфорового и стеклянного заводов, фабрик Бюхтгера, Штанге, Бонафеде, Свирского, известных ювелирных предприятий Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, лаковых мастерских Лукутина и Вишнякова, вещи, изготовленные в художественных центрах Абрамцева, Талашкина, Троице-Сергиева и Павлова Посадов.

Выставка продлится до 13 мая 2024 года в Малой церкви Зимнего дворца (зал № 154). Посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

ИА "Вода живая",
23.05.23