Занятие в детской больнице провели сотрудники Института истории РАН

В День славянской письменности и культуры, 24 мая, сотрудники Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев и Дмитрий Асташкин провели занятие, посвященное рукописным памятникам древнего Новгорода, для детей - пациентов Детской городской больницы № 1.

Администрация больницы обратилась в СПбИИ РАН с просьбой организовать занятия, популяризирующие отечественную историю для детей младшего и среднего школьного возраста, находящихся на лечении, а также для педагогов-воспитателей и психологов ДГБ № 1. Провести занятие было предложено сотрудникам института, проживающим в Новгороде. Борис Ковалев также преподает на кафедре теологии НГУ имени Ярослава Мудрого. 

Интерактивное игровое занятие для первой группы детей 6-9 лет "Древние грамоты и рисунки мальчика Онфима" провел Дмитрий Асташкин. Он рассказал, какое значение для отечественной истории имел Великий Новгород, познакомил малышей с историей их ровесника, жившего 800 лет назад, - семилетнего Онфима. Дети и взрослые рассматривали изображения грамот и рисунков на бересте, написанных его рукой. Им было предложено определить, каких животных, какие сюжеты могли взволновать в XIII веке ученика, который стал символом начального образования Древней Руси. Маленькому новгородцу посвящают книги и памятники, о нем выпускают спектакли и мультфильмы, отрывки из которых дети увидели на экране. Маленькие пациенты были вовлечены в игру по мотивам спектакля об Онфиме и вместе они учились сражаться против злого языческого бога Велеса, который постоянно мешал христианину Онфиму процарапывать прописи на бересте, выполняя урок. Детям было дано задание повторить рисунки Онфима, а некоторые воспроизвели и буквы, которые он писал.

Дмитрий Асташкин рассказал корреспонденту ИА "Вода живая", что сам многодетный отец, привык что-то объяснять детям: "Я считаю, что любовь к науке начинается с малого возраста. Опирался на отцовский опыт и опыт воспитателя в оздоровительных лагерях и специальные знания. Дети - благодарные слушатели. Я выстроил рассказ как интерактивный, объяснил, что рисунки мальчика Онфима современные, показал блоги с его рисунками - они собирают в соцсетях по всему миру сотни тысяч просмотров. Эта история понятна детям и взрослым".

Второе занятие для детей 12-15 лет провел Борис Ковалев, оно называлось "СМС и смайлики дружинника Александра Невского". Он также рассказал об упражнениях в письме и рисовании мальчика Онфима и предложил ребятам найти элементы в рисунках, которые похожи на некоторые современные символы интернет-пространства - пиктограммы и смайлики. Рассказав об особенностях письма в европейских странах и в Древней Руси, лектор объяснил, что главное в средневековых берестяных сообщениях - элементы повседневной жизни тех, кто жил сотни лет назад. Ребята живо реагировали на содержание "эсэмэсок" и "смайликов" древних новгородцев, задали лектору сложные и интересные вопросы.

"Когда мне сказали, что есть возможность провести занятие, я подумал, что если отвлеку детей от болезни, покажу жизнь в ее многообразии, то хоть что-то доброе сделаю, - поделился Борис Ковалев. - Я не специалист в той области, по которой проходила беседа, хотя и доктор исторических наук. Проконсультировался в Новгородском музее-заповеднике, взял методические материалы в детском музейном центре, воспользовался книгой академика Валентина Янина "Я послал тебе бересту". Распечатал образцы берестяных грамот на случай, если компьютер не будет работать. Я недаром прибег к компьютерной теме: археологи называют берестяные грамоты эсэмэсками Средневековья. Название объясняется тем, что мальчик Онфим по возрасту вполне мог быть дружинником святого князя Александра Невского. Дмитрий Асташкин, мой коллега и ученик, работал с маленькими детьми, это сложнее. С подростками можно говорить более серьезно. Я пытался не только отвлечь их от болезни, но сделать беседу интересной и полезной, чтобы они задумались о будущем".

Активным участникам занятий были подарены экземпляры детской книги по истории Древнего Новгорода, изданной Новгородским музеем-заповедником, - "Сохранить как… Культурное наследие". Часть книг передана в ДГБ № 1 на другие отделения, чтобы их прочитали дети, которые по состоянию здоровья не смогли посетить занятия.

ИА "Вода живая",
24.05.23