"Крещенские вечера" прошли в Филармонии

Концерт из цикла "Крещенские вечера", организованный "Обществом возрождения художественной Руси 1915", прошел 22 января в Большом зале Филармонии. Перед слушателями выступили схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) и мужской хор "Оптина пустынь".

Среди слушателей в зале присутствовал епископ Кронштадтский Вениамин.

На встрече с журналистами научный консультант "Общества возрождения художественной Руси 1915", заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова Екатерина Смирнова рассказала, что "Крещенские вечера" в этом году пройдут уже в десятый раз. Они возрождают старинную традицию посвящать концерты и значимые культурные события великим датам православного календаря. Она отметила, что главная миссия "Крещенских вечеров" - познакомить слушателей с древними и очень богатыми христианскими певческими традициями. В "Крещенских вечерах" участвовали коллективы из православных стран России, Грузии, Сербии. Многие артисты и коллективы стали приезжать в Санкт-Петербург каждый год. Январские выступления отца Серафима в БЗФ стали такой традицией. Мужской хор "Оптина пустынь" как второй участник программы выбран вполне закономерно, поскольку этот хор возрождает русские православные певческие традиции - знаменный распев и раннее русское многоголосие. В хоре участвуют выдающиеся голоса Санкт-Петербурга с диапазоном звучания от баса-профундо до контратенора. Подбор репертуара отличается научной точностью - коллектив работает с исследователями-медиевистами, поэтому в их программе присутствуют уникальные песнопения. Руководитель коллектива Александр Семенов работает с рукописями, в том числе в области реконструкции распевов. В исполнении хора прозвучат григорианские, византийские и сербские распевы, древние армянские шараканы (сборник древнейших духовных стихов Армении, созданных в период с V по XIII вв.). Эта та культура, которая явилась почвой для развития нашего древнерусского церковного пения. Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) не только возрождает древнюю традицию, но и сам является распевщиком и композитором, поскольку исполняет распевы собственного сочинения. Очень часто они являются импровизацией. Его уникальный певческий стиль объединяет интонации грузинского пения и ближневосточных христианских певческих традиций. Но важно, что это не просто красивые мелодии, а прежде всего молитва.

"Я родился в Грузии, но этнически я ассириец, - рассказал схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). - Я слушал разную музыку - арабские, греческие, византийские, русские песнопения. Меня поставили служить в обычное село, куда не приходят люди из других городов и регионов, нужно было придумать что-то такое, чтобы люди потянулись. По милости Божией мы написали первое песнопение "Трисвятое" на арамейском языке, буквально через две недели оно стало популярным. Митрополиту Алавердийскому Давиду понравилось, он благословил наше творчество, и потихоньку мы стали работать. Мы служили Литургию на арамейском языке, нужно было уже создавать литургические мелодии, и мы написали "Отче наш", потом "Псалом 53", и "Псалом 16" и многое другое. Так постепенно о нас узнало множество людей".

Ведущая вечера Екатерина Смирнова объявляла каждый номер и рассказывала об особенностях песнопений.

В первом отделении концерта выступил мужской хор "Оптина пустынь" под управлением Александра Семенова. Солировали Никита Черников (тенор), Борис Петров (баритон), заслуженный артист России Владимир Миллер (бас профундо).

Прозвучали григорианский распев X века "Окропи меня, Господи", византийский распев "Достойно есть", шараканы из канона Великого поста, творение Месропа Маштоца V века "Помилуй", причастный стих протопсалта Хиландарского монастыря Стефана Сербина "Вкусите и видите", сербский распев "Славословие великое".

Гости вечера услышали также строчное многоголосие второй половины XVII века "Да молчит всяка плоть человеча" (расшифровка Анатолия Конотопа), партесную обработку греческого распева конца XVII века "Архиерейский вход" (расшифровка Екатерины Смирновой), староболгарский распев "Херувимская песнь" (изложение игумена Силуана (Туманова)), причастный стих на Пасху, партесную композицию конца XVII века "Тело Христово", партесную обработку греческого распева конца XVII века "Славословие великое" (реконструкция распева Александра Семенова).

Во втором отделении на сцену поднялся схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) с хором имени Тринадцати ассирийских отцов. Прозвучали грузинские церковные песнопения и песнопения сирийской традиции. На арамейском языке - "Отче наш", "Трисвятое", "Псалом 53", "Псалом 50", "Молитва в Гефсиманском саду", "Единородный", "Свят, свят, Свят, Господь Саваоф", "Христос Воскресе". На грузинском языке - "Алило", "Трисвятое" и "Отче наш", а также Kyrie eleison (на греческом и грузинском языках). Состоялась премьера песнопения из реквиема "Семь последних слов Спасителя нашего Иисуса Христа на кресте".

Второй концерт цикла прошел в Большом зале Филармонии 23 января.

Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) - известный в православном мире исполнитель и композитор, популяризатор песнопений на арамейском - родном языке Иисуса Христа. Настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати ассирийских отцов, духовник ассирийской общины в Грузии. Родился и вырос в Грузии. Его отец ассириец, а мать - грузинка. В 2006 году принял постриг, в 2008-м был представлен главе Грузинской Православной Церкви Католикосу-Патриарху Илие II, который пригласил стать пастырем для ассирийцев в селе Дзвели Канда (Старая-Канда) Мцхетского муниципалитета. Вместе с основанным им хором имени Тринадцати ассирийских отцов создает и записывает новые полифонические песнопения, возрождая древнейшие певческие традиции Каппадокии. Вокальное мастерство схиархимандрита Серафима получило широкую известность и признание на международных фестивалях и конкурсах.

Мужской хор "Оптина Пустынь" создан в 1996 году на петербургском Успенском подворье монастыря Оптина пустынь. Основатель коллектива, художественный руководитель и регент - Александр Семенов. В составе хора выступают выдающиеся солисты Санкт-Петербурга, выпускники Санкт-Петербургской консерватории. В репертуаре - древнерусские распевы, раннее русское многоголосие, ранний партес, песнопения разных христианских певческих традиций на языке оригинала, многоголосные произведения эпохи Возрождения. Хор исполняет собственные и композиторские версии церковных распевов, сочинения современных композиторов.

ИА "Вода живая",
22.01.25