В крипте Казанского собора 26 апреля прошла лекция преподавателя факультета церковной музыки Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств молодого композитора и мультиинструменталиста Елизаветы Панченко.
Темой лекции стали образы и тексты русской духовной музыки, оказавшие влияние на творчество выдающихся современных композиторов - Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина и Владимира Мартынова.
Имя Владимира Мартынова не так широко известно в России, как имена Гаврилина и Свиридова, однако именно с анализа его творчества и философской концепции начала свой рассказ Елизавета. Слушатели познакомились с его сочинением "Заповеди блаженства" в исполнении современного фольклорного ансамбля "Сирин", а также с одной из фундаментальных книг Владимира Мартынова "Конец времени композиторов", в которой он, по аналогии с Роланом Бартом, провозгласившим в 1967 году "смерть автора", утверждает, что эпоха композиторской музыки как вершины развития музыкальной мысли закончилась.
Слушатели смогли проследить специфику григорианского одноголосного пения, с преобразования которого появилось многоголосие, что в свою очередь, положило начало становлению искусства музыкальной композиции. Само композиторское искусство возникло в XIII веке. Первым представителем композиторской школы стал французский музыкант Перотин Великий (Perotinus Magnus, 1160-1230), представляющий школу Нотр-Дам; последний же композитор в истории нашей цивилизации, по мнению автора, - американец Джон Милтон Кейдж (John Milton Cage, 1912-1992).
Особое внимание Елизавета уделила взаимосвязи музыки и молитвы на онтологическом уровне, рассказывая о творчестве непревзойденного мастера, человека Духа, создавшего гениальную русскую музыку на канонические тексты, порой преобразовывая их структуру, однако оставаясь всегда верным их глубокому смыслу. Речь шла о композиторе Георгии Свиридове. В исполнении Елизаветы Панченко прозвучали некоторые его сочинения из сборника "Песнопения и молитвы" - "Неизреченное чудо", "Господня земля", "Странное Рождество видевше". Елизавета обратила внимание слушателей на общее в духовном наследии Свиридова и Рахманинова - например, на обращении к одним и тем же сакральным текстам. "Свиридов - гений русской культуры, - подчеркнула Елизавета, - языку которого, возможно, суждено найти достойное продолжение в следующих поколениях отечественных музыкантов".
Говоря о музыке Валерия Гаврилина, автор лекции познакомила слушателей с его фрагментом хоровой симфонии-действа "Перезвоны" под названием "Молитва". Елизавета Панченко привела несколько высказываний из его книги "О музыке и не только", полной философских, сатирических и лирических мыслей. Именно там композитор рассуждает о современной культуре, о процессах в современной музыке, замечая: "Как мало поэтов в музыке. Все больше прозаики, очень хорошие, но прозаики…"
В заключение лекции Елизавета Панченко отметила, что сфера литургических текстов, сюжетов и образов в современной музыке - один из ключей к созданию подлинного музыкального искусства.
ИА "Вода живая",
26.04.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура