"Если будем почитать Матерь Божию, Она защитит нас"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", 6 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Николай Брындин с клиром и другие священнослужители.

За богослужением референт митрополита Павел Ермошкин был рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору.

Богослужение окончилось славлением перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"После Своего Успения Матерь Божия не оставила род человеческий и печется о каждом из нас. Мы видим много явлений Божией Матери роду человеческому, когда Она внимает просьбам, нуждам и скорбям людей. В прошлом веке кинот Афона постановил, чтобы у ворот Свято-Пантелеймонова монастыря не раздавали хлеб нищим монахам, которые жили в скитах, чтобы не разводить нищету на Святой горе. В последний раз, когда раздавали хлеб, один инок решил сфотографировать всех монашествующих, которые пришли за хлебом. Когда он проявил пленку, увидел, что вместе с монахами запечатлелась Божия Матерь, которая со смирением получает благословенный укрух хлеба. Когда он рассказал об этом монахам, они решили продолжать раздачу хлеба, раз Божия Матерь поддерживает нищенствующих монахов. Таких случаев много в нашей жизни, когда Матерь Божия помогает людям в их жизни", - сказал митрополит.

"Мы должны спросить себя: где же Матерь Божия училась быть радостью всем скорбящим? У кого Она училась? - продолжил владыка. - Конечно, Она училась у Своего Сына. И самый лучший урок, наверное, получила на Голгофе, когда видела скорби Сына и переживала скорбь Сама, в Своем сердце вынесла всю тягость. Она научилась у Сына, когда Он висел на Кресте, молиться за Своих распинателей и врагов, за всех грешников и помогать им. Иисус Христос даже оправдывал их: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:33-34)".

Митрополит указал на то, что все мы грешники, и Матери Божией тяжело ходатайствовать за нас перед Богом. Мы должны стараться как можно меньше грешить, чтобы Богородице легче было обращаться к Своему Сыну о нашем помиловании. "Если Матерь Божия нужна нам здесь на земле в наших житейских скорбях, то представьте, что будет с нами, когда мы покинем этот мир. Когда наша душа отправится в тот мир и пойдет по мытарствам - вот когда нам понадобится поддержка Матери Божией. А когда будет Страшный Суд, кто за нас заступится? Если будем почитать Матерь Божию, читать Ей акафисты, молиться, приходить в храм, когда прославляется Ее память, конечно, Матерь Божия защитит нас, Она имеет такое дерзновение перед Богом", - отметил архипастырь.

Он напомнил, что в евангельском чтении этого дня немного приоткрылась тайна о пребывании душ человеческих в загробном мире: "Когда умерли богач и нищий, и богач оказался в аду, а нищий - на лоне Авраама, о чем просил Авраама богач? У него было всего две просьбы. Первая - чтобы Авраам послал нищего Лазаря взять капельку воды на перст и прикоснуться им к языку богача, который горел в пламени адском. А там ведь не только адский пламень, но и бесы, которым мы служим здесь на земле, а там они с радостью встречают нас, и злые люди, которые из-за грехов попали туда. Вот в этом окружении находился богач. Но Авраам сказал ему, что пропасть между адом и небом слишком велика, и даже такую маленькую просьбу он не в силах исполнить. Тогда богач попросил у Авраама послать Лазаря на землю, где так же распутно жили пять братьев богача, чтобы они вслед за ним не попали в ад. Авраам ответил, что братья богача грамотные, пусть читают пророка Моисея, там все сказано, как нужно правильно жить. И даже если он пошлет воскресшего Лазаря к ним, то это не поможет, потому что они не примут никакого свидетельства о том свете".

У нас есть Евангелие, откровения святых отцов и много других свидетельств о загробном мире, отметил владыка. "И как живет наш народ? - спросил он. - Задумывается о будущей участи или проводит время в удовольствиях? Он делает то же самое, что делал тот богач, - ничего. Есть храмы, есть Писание, есть проповеди, но касаются они только тех, кто приходит в храм. Они еще могут послушать и как-то исправиться. А в большинстве своем люди остаются такими же неисправимыми грешниками, которые не верят в загробный мир. Но мы, верующие, знаем о нем, должны всегда помнить о нем и быть примером для всех людей, которые еще не познали Бога и ищут Его".

Правящий архиерей поздравил своего референта Павла Ермошкина с рукоположением во диакона, отметив, что диаконское служение - это служение ангельское: ангелы стоят у престола Господа на небе и славословят Его, а диаконы стоят у престола в земном храме на земле и также славословят нашего Господа молитвой.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения протоиерей Николай Брындин награжден медалью святого благоверного князя Даниила Московского.

За усердные труды на благо Святой Церкви вице-губернатор Ольга Казанская удостоенa медали святого великого князя Владимира.

Верующим были розданы иконки великомученика Пантелеимона, привезенные из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Спасо-Преображенский собор был возведен по указу императрицы Елизаветы Петровны и освящен в 1754 году как полковой. Автор проекта - Михаил Земцов. В соборе хранится икона "Спас Нерукотворный", написанная в 1676 году Симоном Ушаковым, - любимый образ императора Петра I, который сопровождал его всю жизнь. Среди других святынь - почитаемая икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость", прославленная чудесным образом в Москве и перенесенная в Санкт-Петербург в 1711 году, а также образ великомученика и целителя Пантелеимона с частицей святых мощей. После Октябрьской революции собор не постигла участь многих храмов, он оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, все военные трофеи и церковные ценности были изъяты. Во время блокады в подвале собора находилось бомбоубежище на 500 человек, где оказывалась помощь раненым. В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

ИА "Вода живая",
06.11.16