"Борьба с Церковью будет идти до скончания века"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Нины
В канун Недели о мытаре и фарисее, 4 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святой равноапостольной Нины в Полежаевском парке.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Александр Чурай с клиром и другие священнослужители.

Среди молящихся был глава администрации Красносельского района Виталий Черкашин.

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.

"Мы отмечаем сегодня Неделю о мытаре и фарисее, на богослужении уже звучал покаянный мотив - сказал владыка. - Мы также чтим сегодня память новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2017 году исполняется сто лет с начала гонений на Русскую Церковь. Она пережила особую эпоху, которую еще никогда ни одна Церковь в мире не переносила, и была практически уничтожена".
Митрополит напомнил о подвиге первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова, расстрелянного большевиками без суда и следствия 13 ноября 1917 года в Царском Селе.
"Что было дальше - мы знаем из истории. Произошло отделение Церкви от государства, школы от Церкви. Первые послереволюционные указы отделяли Церковь от государства, верующим не предполагалось места в Советской России, они должны были исчезнуть. Потом духовенство исключалось из общества, Церковь перестала регистрировать браки. Дальше - больше: голод, изъятие церковного имущества. В Петрограде опять начались аресты и расстрелы священнослужителей, среди расстрелянных был митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Потом начались безбожные пятилетки. В 1937 году была поставлена точка - вышел приказ Сталина о массовом уничтожении всех неугодных советской власти, среди которых духовенство занимало особое место. Начался страшный конвейер - находящихся в тюрьмах священнослужителей расстреливали без суда и следствия. Под Санкт-Петербургом в Левашово - десятки тысяч погребенных, среди них много священнослужителей из нашей и других губерний. Всегда с содроганием читаешь книги о тех гонениях на Церковь. Многие из духовенства, монашествующих и мирян прошли через испытания в тюрьмах, но сохранили веру. Каждый человек испытывался - он мог либо быть со Христом и, значит, идти на смерть, либо быть с кесарем - отречься от Христа и строить коммунизм и дорогу себе в ад. Многие предпочли умереть, но остаться со Христом, быть с Ним всегда. Они пошли в концлагеря и ссылки, проявили верность Христу до смерти. Вот уроки, которые мы должны извлечь, - сохранять веру и верность Богу", - отметил архипастырь.

После смерти Сталина таких кровавых горений уже не было. Но я хорошо помню хрущевские гонения. Как только мы посещали храм, в школе сразу об этом узнавали, обязательно проводился классный час, посвященный религии. Учителя заставляли подниматься тех, кто был в храме в воскресенье, начинался 45-минутный "культпросвет". А вокруг - насмешки, хихиканье собратьев. Учителя издевались над нами, но ничего не могли поделать. Мы только закалялись в верности Богу".
Правящий архиерей поделился воспоминаниями о том, каких исповедников, вышедших из тюрем после смерти Сталина, ему довелось встретить в жизни:

"Они ходили по селам, работали печниками. Закаленные, аскеты, после двадцатилетнего заключения они оставались крепкими людьми и были духоносными, прозорливыми. Конечно, они закалились в тюрьмах, пронесли веру - Господь дал им такую благодать. Потом потихоньку нас укрепляли в вере. И мы с помощью Божией дожили до нынешних дней. Укрепляясь от веры и крови новомучеников, наша Церковь возродилась. Сейчас по количеству епископата она намного больше, чем была до революции. По количеству храмов и духовенства мы еще отстаем. Но не должны забывать: в благополучные времена всегда зреют будущие гонения и испытания. Расслабляться никогда нельзя, потому что враг не спит, и борьба с Церковью будет идти до скончания века. Поэтому мы должны укреплять себя верой и молитвой. Гонители все отбирали у верующих в то время: имущество, храмы. Но не могли отобрать сердце, а в сердце - молитвы. Многие шли в тюрьмы и колонии именно с молитвами к Богу, в душе молились, и Господь давал им поддержку. И мы должны укреплять себя верой, молитвой, хождением в храм Божий".

Владыка отметил, что в этом небольшом уютном деревянном храме хорошо молиться:

"Мне нравятся такие маленькие храмы - в них лучше, чем в больших соборах, чувствуешь друг друга. Здесь всех видно. Каждый человек - это ведь особое призвание Божие. Каждый призван в этот храм, вы же не просто так сюда пришли, вас Дух Святой сюда привел. Поэтому хорошо рядом с вами помолиться, вы тоже - носители Духа Святого".

"Желаю вам помощи Божией, чтобы ваша община росла и укреплялась предстательством равноапостольной Нины и всех святых, которых вы почитаете. Чтобы мы укреплялись духовно, не только внешне были благочестивыми, например, носили крестик, но и внутри были такими. Сколько людей отреклось от Христа, когда начались революционные события! Лишь небольшие группы сопротивлялись советской идеологии. Важно быть сильными внутри, когда возникнут внешние нападки. Эти нападки и сейчас идут - особенно, когда мы просим вернуть храмы. Подключаются большие силы, пресса встает против, устраиваются митинги. Но мы должны быть крепкими и не бояться этого, мы за дело Божие страдаем, а не за что-то другое. Будем просить у Бога милости, чтобы Господь помог нам, укрепил нас, а Церковь наша росла и процветала".
Прихожанам были розданы крестики, привезенные владыкой из Иерусалима.

Настоятель поблагодарил митрополита за совместную молитву, отметив, что это было первое архиерейское богослужение в истории храма. "Символично, что сегодня мы отмечаем память новомучеников и исповедников Церкви Русской, служители в красных облачениях - словно малая Пасха", - сказал отец Александр.

Небольшая деревянная церковь святой равноапостольной Нины построена рядом с аллеей Славы в Полежаевском парке в 2010 году. Храм возведен на народные пожертвования, помощь в строительстве оказали представители грузинской общины северной столицы, они же помогли написать храмовую икону святой Нины. Подвижница первохристианского времени, сестра святого Георгия Победоносца стала покровительницей города на Неве в период фашистской блокады. В день ее памяти - 27 января - город был полностью освобожден от вражеской осады. Сама церковь стоит в буквальном смысле на костях защитников города - на месте строительства были найдены останки 75 воинов. Они перезахоронены в братскую могилу, над которой установлены мемориальная плита и поклонный крест.

ИА "Вода живая",
04.02.17

Упоминания в новостях

Все новости >>