"Строить дом души"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста
Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 3 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе

В тот же день в Новодевичьем монастыре архипастырь совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители и другие священнослужители.

За богослужением молилась настоятельница игумения София (Силина) с сестрами.

Митрополит поздравил верующих с началом Великого поста.


"Второй день мы читаем канон преподобного Андрея Критского и проникаемся покаянным плачем, который должен нести каждый человек, осознающий свои грехи, - сказал владыка в проповеди. - Наши прародители, Адам и Ева, пока для них Господь был, как сейчас бы сказали, самой высшей ценностью, находились в состоянии райского блаженства. Потом они решили построить жизнь сами по себе, без Бога. И вот результат - наше пребывание сегодня на земле. Что может нам заменить Бога? Что бы мы ни делали, какие бы ценности ни ставили во главу угла - это будут идолы для нас. Имущество, отношения с людьми - все это идолы, которые не заполнят пустоту, образовавшуюся после отказа людей жить по воле и любви Божией".

"У некоторых людей и нет высоких ценностей: они ходят на работу, возвращаются домой, готовят пищу, смотрят развлекательные программы - вот и вся жизнь, так протекают многие десятилетия, - продолжил архипастырь. - Но жизнь - это таинство, в котором души наши готовятся для вечности: либо для Неба, либо для ада. И мы задаем себе вопрос, как спастись, правильно построить жизнь. Когда Господь пришел на землю, многие устремились к Нему, обретая смысл жизни, который искали. И спрашивали: "Можем ли мы с Тобой ходить?" Он отвечал, что могут, но предупреждал: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Лк. 9:58). Подходили к нему и богатые, у которых были большие, комфортные жилища, и говорили: "Мы хотим спастись, идти с Тобой". Он отвечал: "Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21). Увы, имущество так сильно опутало этих людей, что они не могли привязаться ко Христу. Это мы замечаем и в обыденной жизни. Живут бабушки в деревне одни, дети говорят: "Мама, переезжайте к нам в город: у нас здесь хорошо, а в деревне ни врачей, ни больниц!" Они отвечают: "Нет, как я оставлю здесь все?" Им дом жалко оставить, который скоро завалится, сундуки с послевоенными тряпками... Так нас вещи привязывают, и мы не можем правильно сориентироваться: какова же цель моей жизни, для чего вообще я живу?"

"А цель названа в Писании, святыми отцами растолкована: стяжать благодать Святого Духа, - напомнил правящий архиерей. - Мы никогда себя не исправим без благодати Божией. Сколько бы ни хотел человек сам исправиться - не получается. Многие из нас десятки лет ходят на канон - и что? Исповедуемся на этой неделе - исправимся? Ничуть. На следующий год такими же придем, и так всю жизнь. А ведь цель покаяния - исправление. Исправить нас может только Бог: Он дает нам силы и энергию. Недаром царь Давид вопиял: "Изведи из темницы душу мою" (Пс. 141:8) - он был на земле всемогущим, но исправить свои пороки не мог. Мы опутаны страстями, и пост позволяет эту темную, лукавую силу от нас отодвинуть. Бесы от молитвы, бывает, отступают. И вот человек подвизается весь пост, старается, все исполняет. Но наступила Пасха - и всему конец. Все, что собрал, настроил - бес уничтожит, и человек опустится еще ниже, чем был. Я замечаю это за многими приличными людьми: постятся до Рождества Христова, до Пасхи, а потом все, что собрали, - выкинули. Все напрасно, опять надо начинать сначала, строить дом души заново. Если Бог его не построит, напрасно строители сами что-то пытаются сделать. Господь смотрит на наше внутреннее состояние: готовы ли мы к Царствию Небесному не внешне, а внутренне".

"Мы знаем из Писания, что нужно для спасения. Во-первых, вера: без нее Богу угодить нельзя, неверующий заранее осужден. Достаточно ли этого? Нет, апостол Иаков говорит: "Вера без дел мертва" (Иак. 2:14-26). Значит, надо к вере еще добрые дела добавлять. А что говорит апостол Павел? "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор. 13:3). О делах милосердия Господь говорил и в притче о Страшном Суде: кто будут овцы, а кто козлища, зависит от дел милосердия (Мф. 25:31-46). Но, мы видим, важно и как эти дела совершаются: если без смирения - все бесполезно. Фарисеи были набожные, постились, десятину давали - и что? Господь говорил им, что это внешняя праведность, перед людьми, а в сердцах у них - одно беззаконие. Главный критерий - это внутренняя жизнь, наполненная смирением и любовью к людям. Без смирения все - прелесть. Вот человек с виду весь святой, но если у него нет смирения - он в прелести. Видите? Вера, любовь, милосердие, смирение, кротость - вот над чем надо работать, и для этого у нас есть посты, время особое, когда нужно посмотреть, в правильном ли направлении движемся. Хорошо - ходить на канон, по воскресеньям - на службу, причащаться. Но надо постоянно смотреть за своей внутренней жизнью: что у меня в голове, что в сердце? Какие у меня мысли, насколько они близки Богу? Если так оцениваем себя, то будем меняться с каждым годом. Посмотрите - природа показывает, что меняться нужно обязательно. Есть мертвая природа - камни, земля, а есть растения и животные - они постоянно растут. Растения приносят плоды, животные производят себе подобных. А камни лежат себе и лежат. Нам не нужно превращаться в камни. Когда мы говорим: "Ну все, я достиг праведности", мы как раз в камни и превращаемся. А мы должны гореть любовью ко Христу. Надо зажечь ее в себе, чтобы нам не выгорать - ни священникам, ни мирянам. Мы должны свою любовь передавать другим людям, тогда станем действительно солью земли и светом миру. Желаю вам горящей любви", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Обители было подарено Евангелие.

Благотворительница Людмила Горшкова была награждена орденом преподобной Евфросинии Московской.

Новодевичий монастырь был основан у Московской заставы в 1848 году, когда здесь ему были пожалованы обширные угодья. Через год в присутствии императора Николая I был заложен Воскресенский собор. К 1917 году в обители было 400 насельниц, действовали восемь храмов. В советское время их закрыли, многие сестры были арестованы. Возрождение монастыря началось в 1996 году. При обители действуют богадельня, детский приют, медицинский центр по диагностике женской онкологии "Белая роза", швейные мастерские. 

ИА "Вода живая",
03.03.20

Видео: Великое повечерие в Новодевичьем монастыре

Воскресенский Новодевичий монастырь

196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100

Упоминания в новостях

Все новости