"Два разбойника"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе  
В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 22 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено в центр храма и положено на аналой перед Крестом. Владыка и сослужившее духовенство пропели акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, сослужащее духовенство и миряне совершили поклонение Кресту Господню.


"Поздравляю вас со второй пассией, которую мы совершили в нашем кафедральном соборе, - сказал владыка в проповеди. - Мы еще раз погрузились в атмосферу последнего дня пребывания на земле Спасителя. В акафисте говорится: "Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем". Эти слова пришли от одного из разбойников".

"Мы помним из Евангелия, что рядом со Христом были распяты два разбойника, - продолжил архипастырь. - Одного из них вспоминаем каждый раз, читая молитву перед причащением. Их судьба - нам назидание. Они были в одном разбойничьем сообществе, но мыслили по-разному. Один сказал: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23:39). А благоразумный разбойник каким-то образом разглядел, что истекающий кровью человек, висящий рядом с ним, - Сын Божий. Он, наверное, не видел, как Христос ходил по земле, воскрешал мертвых, исцелял больных. Когда Он творил чудеса, многие не говорили, что это Сын Божий, называли Его Иисусом из Назарета. Даже ученики - и те отказались от Него, разбежались. И вдруг разбойник увидел в Нем Сына Божия. И попросил вспомнить о нем, когда Христос придет в Свое Царство. Разбойник полагал, что Спаситель вернется на небо, расскажет ангелам, как провел тридцать три года на земле, и помянет того, кто с Ним рядом висел на кресте. О большем он не просил, понимая, что распят за дела, которые натворил, поэтому должен страдать и умереть. Но какой милосердный Господь! - просишь Его о малом, а Он дает большее. Христос ответил разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:41). Тот, кто убивал, грабил, будет в раю, да еще и первым из земнородных".

"Второй разбойник страдал вместе с первым, но не попал в рай. Не все идут в рай через страдания. Имея разное состояние души, можно оказаться в разных местах. Второму разбойнику надо было уверовать в то, что рядом висит распятый Мессия, и покаяться, потому что вера рождает покаяние, очищающее от грехов. Будь в нем покаяние, то в одно мгновение Господь очистил бы его от разбойничьих грехов. Но веры и покаяния в нем не было. А ничто нечистое в Царствие Небесное войти не может. И не очищенный от грехов второй разбойник не вошел в рай. Это урок для нас. Нам нужны вера, покаяние и очищение от грехов. Без этого мы в Царствие Небесное не попадем. Еще есть время с Божией помощью пройти дни Великого поста в трудах покаяния, очищения от грехов и в доброделании", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
22.03.20 <

Видео: Пассия в Казанском кафедральном соборе

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости