"Земное и небесное"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Андреевском соборе
В день памяти апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Андреевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Михаил Мокрополов с клиром и другие священнослужители.


"Сердечно поздравляю вас с престольным праздником - памятью святого апостола Андрея Первозванного, - сказал владыка в проповеди. - Все мы - его духовныe чада, поэтому собираемся в этот день к нему, чтобы поблагодарить за подвиг, совершенный здесь две тысячи лет назад, когда своими ногами он проходил по территории, которая сегодня называется Санкт-Петербургской, Новгородской, Киевской землей. Здесь он положил основание нашей Церкви. После этого еще тысячу лет на наших землях торжествовало язычество, но затем Господь привил и нас к лозе христианской веры. Мы благодарим апостола Андрея и просим его, чтобы он, находясь у престола Божия, помолился за нас, грешных, переживающих испытания: коронавирус поражает множество людей, кто-то выздоравливает, а кто-то уходит в иной мир. Мы надеемся, что его молитвами Господь нас помилует".

"Сегодняшнее воскресное евангельское чтение - про нас, - продолжил архипастырь. - Как-то в субботу Господь зашел в синагогу. Он любил посещать не только Иерусалимский храм, но и синагоги, где говорил проповеди, совершал чудеса. И вот, Христос увидел женщину, которая восемнадцать лет была связана бесом. Ее так скорчило, что голова почти касалась земли, она почти ничего не видела. И в таком состоянии не теряла надежду, что Господь ее когда-нибудь помилует. Мы помним другой евангельский эпизод - расслабленный тридцать восемь лет лежал у Овчей купели, тоже с надеждой, что ему удастся первому спуститься в купель, после того, как ангел Господень возмутит воду (Ин. 5:1-16). А эта женщина восемнадцать лет ходила сгорбленная в синагогу и молилась Богу. Увидев ее, Христос сказал: "Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего" (Лк. 13:12). Бес из нее вышел - и в кого же вошел? В начальника синагоги. Что тот заявляет? Вместо того, чтобы восхвалить Господа за чудо исцеления скрюченной женщины, он говорит, прямо не обличая Христа, а обращаясь к народу: "Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний" (Лк. 13:14). Как будто кто-то "в другие дни" исцеляет от таких болезней! Он обвинил народ за нарушение субботы. Но в Писании не сказано, что в субботу нельзя делать добрые дела. Нельзя работать, а добрые дела совершать можно. И Господь его обличил: "Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лк. 13:15-16). Начальник синагоги показал нам, как можно неправильно понимать Священное Писание. Мы тоже часто неправильно его толкуем, строим из себя праведников перед Богом, а на самом деле только себя любим - не Его и не людей. Если бы начальник любил эту женщину, порадовался бы, что Господь ее исцелил. Но он не порадовался, а стал обличать. А она, исцелившись, стала хвалить Бога".

"Почему это евангельское чтение напрямую относится к нам? - задал вопрос правящий архиерей. - Потому что мы скорчены грехом, но часто этого не замечаем. Нас грех так привязал к земле, что мы никак не можем поднять глаза к небу. Мы страстями привязаны к земле, в ней все ищем для себя: и удовольствие, и наслаждение, и благополучие. Берем пример с людей, которые не знают Бога, хотим жить, как они. Они не знают Бога, поэтому у них одна жизнь - на земле. Вот они и стараются здесь все заполучить: дома, дачи, машины. Мало одной машины - купил вторую. Мы за ними гонимся, завидуем, как будто так надо жить. А так жить не надо. Эти люди не видят неба: живут в Санкт-Петербурге, но храмов не замечают. Проходят или проезжают мимо, потому что все мысли - о благополучии земном, о здоровье телесном. И не замечают, что происходит с их душой. А душа скорчена грехом и так привязана к земле, что о Боге они не вспоминают. Евангельский отрывок напоминает, что от земли мы все-таки должны отвязаться. Сегодня живем, а завтра можем и не жить".

"Зачем так заботиться о земном? Посмотрите, как Господь заботится обо всей природе! О насекомых, о птицах. Разве мы кормим птиц? Нет, Господь их кормит! Приходит осень - отправляет их на юг, где у них достаточно корма. Приходит весна - возвращает обратно. Бог заботится и о зверях, и о рыбах. Почему мы считаем, что Он не позаботится о нас? Мы что, меньше птиц небесных? Нет! Мы чрезмерно заботимся о земном. А Господь говорит, как надо делать: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 3:11). А мы - наоборот: есть у нас две одежды - еще две покупаем, и три, и пять! Загромождаем шкафы, а когда умираем, наши дети не знают, куда это девать, потому что им самим это не подходит, они носят уже другую одежду. Для чего это копить? Ведь многие нуждаются, есть социальные службы - приносите, отдайте своими руками тем, кто ничего не имеет! И так во всем у нас нет меры, как будто живем на земле вечно. А живем не вечно, жизнь короткая, поэтому нужно заботиться о душе. Прежде всего нужно подумать о том, как мы живем, что с душой происходит, особенно во время Рождественского поста. В чем нуждается она, чем питается? А питается она только Словом Божиим, чтением Священного Писания - вот для нее пища! Читать его нужно постоянно, чтобы душа была насыщена. Не нужно чрезмерно думать о теле, как его накормить: в любом случае мы его здесь оставим, оно превратится в прах. Душа же идет к Богу и будет нести ответ на Страшном Суде. Вот о чем мы должны задуматься во время поста, готовясь к великому празднику Рождества Христова, чтобы достойно, с очищенной душой, с мирной совестью подойти к нему, прославить Богомладенца. Надо подумать о чистоте нашего сердца, чтобы Он родился в нем, мог найти там Свои ясли, вселиться в них и помочь нам преодолеть все, с чем мы сталкиваемся. Господь всем помогает, Его силы хватит на то, чтобы преодолеть земные проблемы. Господь и бесов изгоняет, и от бед избавляет, потому что Он - наш Врач. Мы приходим в храм к Нему как к Небесному Врачу. Дом Божий - больница, мы здесь исцеляем души. Исцелить может только Господь. Поэтому храм Божий будем любить, ходить сюда. Но сейчас такое время, когда надо всем надевать маски. Я вижу, некоторые без масок стоят - это неправильно, вы нас подводите. Мы уверяем городские власти, что соблюдаем все нормы. Надо потерпеть, иначе храмы закроют, и дома все будем сидеть. Дорожите своим храмом, это наша врачебница. Здесь Господь дает нам Свои Тело и Кровь, питает нас Святыми Тайнами, чтобы мы жили вечной жизнью", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму было подарено собрание проповедей Святейшего Патриарха Кирилла.

Епархиальному протодиакону Андрею Левину в день именин была подарена икона Спасителя с апостолами. В связи с 15-летием служения в этой должности он награжден патриаршей грамотой.

Андреевский собор был построен в 1768 году по проекту Александра Виста и, предположительно, Алексея Иванова. Создан в стиле, переходном от барокко к классицизму. Украшен резным позолоченным иконостасом. Прежний деревянный собор сгорел от удара молнии. В 1797 году собор был назначен капитульным храмом ордена Андрея Первозванного, над входом установили барельеф с его изображением, несомого двумя ангелами. По преданию, регентом деревянного собора был придворный певчий Андрей Петров, супруг Ксении Блаженной, которая впоследствии любила молиться уже в каменном храме. Собор был закрыт в 1938 году, пострадал во время войны. Арендовался институтом и музеем этнографии. Возвращен верующим в 1992 году.

ИА "Вода живая",
13.12.20

Видео: Престольный праздник в Андреевском соборе

Собор св. ап. Андрея Первозванного на Васильевском острове

199004, Санкт-Петербург, Василеостровский район, В. О., 6-я линия, д. 11а.

Упоминания в новостях

Все новости