"Обрести дар любви"

Митрополит Варсонофий совершил чин прощения в Казанском соборе
В канун седмицы 1-й Великого поста, 14 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за вечерней с чином прощения в Казанском кафедральном соборе.

Вместе с Его Высокопреосвященством молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клирики собора и другие священнослужители.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.


"Братья и сестры, сейчас мы совершили вечерню, а после вечерни всегда совершается чин прощения, - сказал владыка в проповеди. - Этот обычай к нам пришел с давних времен. Он появился сначала в монастырях - египетских, палестинских, сирийских. Монахи, жившие в общежитии, оставляли на время Святой Четыредесятницы свои монастыри и уходили в еще более суровые места, в пустыню. Кто бывал в паломничестве на Святой земле, видели, наверное, в каких условиях жили монахи. Остались пещерные монастыри, в которых келии - как ласточкины гнезда. Жизнь там была суровая, но они жили около водного источника, поэтому у них была и вода, и пища. А когда они уходили на сорок дней, брали с собой хлеб, зерна и старались эти дни провести в пустыне в покаянии, в исправлении себя, в молитве. А к Страстной седмице возвращались в свои монастыри, каждый приходил с приобретенными плодами духовной жизни. Об этом мы знаем, например, из жития преподобной Марии Египетской: старец Зосима встретил ее как раз тогда, когда удалился из своего монастыря во время поста. А потом Церковь приняла этот обычай - "прощаться" накануне поста, благословила собираться и просить друг у друга прощения. В царское время в России этот чин исполнялся повсюду, не только в храмах: люди старались попросить прощения у сослуживцев, соседей, домашних, потому что неизвестно, как пройдет пост, как встретим Пасху. Слава Богу, этот обычай у нас сохраняется. Сейчас во всех храмах Русской Церкви, во всем православном мире верующие собираются, чтобы попросить друг у друга прощения".

"Просить прощения надо и перед причащением, потому что нельзя причащаться, имея на кого-то обиду или зная, что сами кого-то обидели, - продолжил архипастырь. - Поэтому в течение года мы просим прощения друг у друга. А те, кто не причащаются? Люди часто живут одной семьей, но ссорятся, обижаются, даже долгое время друг с другом не здороваются. Но хотя бы раз в год нужно прийти в храм, попросить прощения перед Господом, Божией Матерью и святыми. Мы постоянно к Господу обращаемся, когда приходим на исповедь с надеждой, что Он нас простит. Рассказываем о своих грехах, священник от имени Бога совершает разрешительную молитву, и мы получаем прощение. Господь милостив, прощает все наши согрешения. Он иначе смотрит на людей, чем мы. Мы чаще видим плохие дела, плохое поведение. А надо посмотреть другими глазами, добрыми. В каждом человеке есть что-то доброе, и это надо увидеть, поддержать человека, помочь ему. У всех есть немощи, но мы на них не должны обращать внимания. Мы должны видеть других, как видит их Господь. Он не смотрит не на плохое, чтобы наказать, а на хорошее, чтобы простить и помиловать. Вот и нам так надо: что в этом человеке доброго, чтобы я мог с ним дружно жить. Нужно думать, как выстроить отношения с ближними на любви".

"Господь дал нам пример, как нужно любить, и об этом мы будем говорить Великим постом, когда вынесем на центр храма Крест Господень, - напомнил правящий архиерей. - Мы услышим Господа на Кресте: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Отец Небесный послал Своего Сына, чтобы спасти нас. Сын молится Отцу, когда Его распинают, говоря, что эти люди не понимают, что они делают. Господь пришел на землю, совершил искупительный подвиг, призвал нас к новой жизни, но и сегодня большинство людей не понимают, зачем Христос пришел и пострадал на Кресте. Но мы должны понимать: ради нас Он пришел на землю, чтобы взять наши грехи, чтобы нам не страдать в вечной жизни. Господь весь род человеческий поручает Своей Матери. Он сказал Ей: "Се, сын Твой", а Иоанну Богослову: "Се, Матерь твоя" (Ин. 19:26-27). Каково было Богородице так полюбить род человеческий, как любит Ее Сын! На Ее глазах убивали Сына - и Она простит? Как это возможно? Оказывается, возможно. Она полюбила нас - тех, кто распинает Ее Сына своими грехами, непослушанием. И вот нам пример, что, оказывается, можно любить даже тех, кто будет нас гнать, убивать, распинать. Мы обязаны их любить, потому что мы - христиане".

"Господь дал нам Свое Евангелие. Что такое Евангелие? Это жизнь Господа на земле от Рождества до Вознесения. Он сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Вся жизнь Господа на земле была крестоношением: Его гнали уже в Вифлееме - и так всю жизнь, пока не распяли. Мы должны взять свой крест и идти за Господом стопа в стопу - не в стороне, а прямо за Ним, нести свой крест, тогда спасемся. Нужно жить по Евангелию. Счастье - это вечность, а не временные какие-то успехи. А чтобы иметь вечное счастье, надо быть с Богом. Господь призывает нас взять крест, идти за Ним. Мы часто не можем любить, нам не хватает дара любви, потому что мы не живем по заповедям Божиим. Исполнение заповедей очищает сердце и приносит нам дар любви. А если любви у нас нет, ближние не виноваты. Они не виноваты в том, что мы их не любим. Нужно в течение Великого поста стяжать этот дар Божий через очищение сердца, потому что Бог может быть только в сердце чистом. Будем бороться со страстями, призывать помощь Божию, и Господь нам поможет. Желаю вам приобретать дар любви, которого нам так не хватает. И мне не хватает любви - я прошу прощения, что в течение года не всем уделил внимание. У всех прошу прощения и вас всех прощаю. Простите, отцы честные, братья и сестры, помолитесь за меня в течение поста", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Последнее воскресенье перед Великим постом именуется Неделей сыропустной: в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. За Божественной литургией читается евангельский отрывок из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и собирании небесных сокровищ. Сообразно с евангельским чтением у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимать все меры к примирению с враждующими.

ИА "Вода живая",
14.03.21

Видео: Казанский собор. Вечерня и чин прощения

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости