"Проповедники Христа"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Софийском соборе
В канун Недели 19-й по Пятидесятнице, апостола и евангелиста Луки, 30 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Зверев с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Мы празднуем сегодня память святого апостола Луки и преподобного Иосифа Волоцкого, - сказал владыка в проповеди. - Они жили в разное время: апостол Лука, как мы знаем, в I веке, а преподобный Иосиф - в середине XV - начале XVI веков. Лука был учеником Христовым от семидесяти, он написал одно из Евангелий, а также Деяния святых апостолов, где рассказал о жизни учеников Христа после Его Воскресения, и из этих двух книг мы узнаем многое о том, как наша Церковь созидалась в I веке. Сам апостол родом был из Антиохии, это сирийский город. Когда он узнал, что в Иудее проповедует Христос, пришел к Нему и стал Его учеником. Господь посылал всех учеников на проповедь. В Евангелии описано, как Лука с Клеопой встретили воскресшего Спасителя, когда по пути из Иерусалима в Еммаус Он к ним присоединился (Лк. 24:13-35). А после Вознесения Господня Лука стал другом апостола Павла. Они вместе совершили два миссионерских путешествия, поэтому он так подробно описывает в Деяниях жизнь апостола Павла. Лука еще известен как художник: в Иудее действовал запрет на изображения, а в Сирии и Египте было много школ, где обучали рисованию. По преданию, первые иконы Божией Матери написал именно апостол Лука. Есть древние свидетельства, что он написал и первые иконы апостолов Петра и Павла. Предположительно в 85-м году апостол был казнен".

"Все апостолы закончили жизнь мученически, кроме Иоанна Богослова, который умер своей смертью, - продолжил архипастырь. - Часто спрашивают, почему верующие тяжело болеют, умирают в муках. Давайте посмотрим на всю Церковь: как умирали святые? Как умирал Господь на Кресте? Неужто безболезненно? Нет, это были страшные муки, которые невозможно себе представить! Только Божия Матерь сподобилась безболезненной кончины, а апостолы в основном были казнены. Так что пребывание в Церкви - не гарантия того, что ты умрешь без мучений. Мы молимся об этом, просим Господа даровать нам "безболезненную, непостыдную, мирную кончину", но не обязательно так будет. Многие святые тяжело болели, хотя и исцеляли других. Апостол Павел исцелял - но сам болел. Болезни очищают душу, чтобы она достойно пришла в Царствие Небесное".

"Второй святой, память которого мы празднуем, - преподобный Иосиф Волоцкий, - напомнил правящий архиерей. - Он родился недалеко от Волоколамска, с юных лет жил в монастыре, был великолепным чтецом, грамотным, книжным человеком. В двадцать лет принял монашеский постриг, был послушником преподобного Пафнутия Боровского, а после его смерти игуменом монастыря. Он вводил общежительный устав, это не всем монахам нравилось, многие хотели жить своевольно, поэтому он уходил из обители и переходил в другую. Там брался за самые трудные послушания, никто не знал, что он игумен. У него везде оставались ученики, которые потом становились святыми. Заслуги преподобного Иосифа перед Церковью не оценены до конца. Он помог Русской Церкви не скатиться в протестантизм. В те времена как раз в Германии вовсю действовал Лютер, протестантизм шел по Европе, во многих местах ниспровергали Церковь. И на Руси появилась ересь жидовствующих. Она возникла в Новгороде. Там приглашали княжить не московских князей, а киевских. И вот, пригласили князя Михаила, а в его свите был некий человек по имени Схария, или Захарий. По происхождению он был евреем, а откуда появился на Руси, неизвестно. Он стал проповедовать еретическое учение среди духовенства, и многие соблазнились. Внешне эти священники были православными, но в душе уже были еретиками".

"В чем была суть ереси? Они отвергали Троицу, божественность Христа, Божию Матерь, святых, мощи. А потом двое из этих священников переехали в Москву и попали не куда-нибудь, а в Кремль: один в Успенский собор, другой в Архангельский, и там стали проповедовать свою ересь. Приверженцами этой секты стали и священнослужители, и князья, и даже митрополит Зосима. Ересь торжествовала тридцать лет. А Иосиф Волоцкий стал с ней бороться, написал множество ученых трудов и в результате не дал нашей Церкви скатиться в протестантизм, мы остались православными. А так были бы наши храмы пустыми - некоторые видели, наверное, лютеранские храмы в Финляндии, Германии: это пустые здания, там нет ничего. Русь тогда устояла. И сегодня мы благодарим отца Иосифа, который потрудился, никого не боясь, даже власть имущих. Правда, в петровские времена множество протестантов приехали в Россию: в XVIII веке их было уже около двух миллионов. В Германии началась Контрреформация, и немцы бросились в Россию, где их никто не притеснял. Они стали здесь свободно жить и насаждать свое протестантское учение. Но это было потом, а во времена преподобного Иосифа Волоцкого эту ересь удалось побороть. Поэтому мы поминаем в молитвах и апостола Луку, и преподобного Иосифа, и благодарим их за то, что они посвятили жизнь проповеди учения Христа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена Казанская икона Божией Матери.

Казначей храма Елена Буробина была награждена серебряной медалью апостола Петра.

Верующим раздали иконки святого Александра Невского.

Софийский лейб-гвардии гусарского полка собор Вознесения Господня был построен в 1789 году по проекту Чарлза Камерона при участии Ивана Старова. Освящен в присутствии императрицы Екатерины II. Колокольня была возведена в 1904 году по проекту Леонтия Бенуа. В советское время храм был закрыт, в годы войны пострадал. Молитвенная жизнь возродилась в нем в 1989 году. Собор был повторно освящен 17 мая 1999 года.

ИА "Вода живая",
30.10.21