Митрополит Варсонофий совершил великое повечерие в Троице-Сергиевой пустыни
В среду 1-й седмицы Великого поста, 1 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Варлаам (Переверзев) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.
Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель закрыли в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны в монастыре стояла немецкая танковая дивизия. В хрущевскую антирелигиозную кампанию были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи обители в бессрочное безвозмездное пользование всей территории.
ИА "Вода живая",
01.03.23
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Варлаам (Переверзев) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Мы третий день слушаем на повечерии удивительный и трогательный канон покаяния и надежды святого Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - Преподобный Андрей на основании библейской истории показал, как жило человечество до Спасителя и что обрело во Христе. Наши прародители Адам и Ева покинули рай и пошли странствовать по земле, грех, как тень, шел с ними повсюду. Первое человечество настолько укоренилось в грехе, что пришлось потопом смыть его вместе с людьми. Когда появилось новое человечество от Ноя, грех тоже распространялся. Но и в то языческое время находились праведники. Еще среди допотопных людей были праведные Авель, Енох, Ной, а после потопа - Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Иисус Навин. В Библии много ветхозаветных святых, которые веровали в Бога, противостояли язычеству, когда еще и благодати не было, как в Новом Завете. Они жили в вере и надежде на будущего Искупителя. И дождались - Он пришел и взял на себя грехи. Казалось бы, теперь люди должны были жить лучше. Но ничего подобного. Наши грехи такие же, как у ветхозаветных людей. Такие же беззакония - ничего не прекращается. И лишь немногие при этом не теряют надежды на спасение. Братия этого монастыря избрала путь к Богу, полностью посвящает себя Ему, преодолевает препятствия и искушения, чтобы исполнить заповедь Божию о любви. Это получается: Господь укрепляет, дает благодать и силу. В обители легче спасаться - здесь больше молятся и бывают на службах, чем в миру. Там люди связаны мирскими делами, с трудом выбираются на богослужения раз в неделю - уже хорошо. А здесь каждый день богослужения. Это как в теплице, где плоды быстрее растут, потому что лучше условия: орошение, свет, влажность. В монастыре растут до ангельских высот, если искренне подвизаются для спасения души".
"Но спасаться можно и в миру, - продолжил архипастырь. - В апостольское время еще не было монахов, а были христианские семьи, которые все продавали, раздавали и шли проповедовать вместе с учениками Христа. Апостол Павел все время ставит в пример Акилу и Прискиллу - эта семья помогала верующим. Таких семей было много. Даже когда появилось монашество, Господь посылает преподобного Макария Великого в Александрию поучиться добродетелям у двух мирянок. Макарий думал, что никто, как он, в пустыне не подвизается. Ему сказали, что в миру есть такие же подвижники - в двух семьях пятнадцать лет две снохи ни разу не поругались. Господь часто монашествующих посылает в мир посмотреть на добродетельные семьи. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст выросли из семей, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский не с неба пришли, а выросли в семьях, где верующие мама и папа уделили столько внимания детям, что те стали святыми. Святитель Филарет Милостивый тоже был мирянином, а воспитал такую внучку, что она стала женой царя Константина Багрянородного. Живя в миру, можно быть таким добродетельным, что и монахи позавидуют. Кто хочет спасаться, спасается. Господь дал христианам два пути - монашество или законное супружество. И там и там можно спастись. Выбирайте, что вам ближе, только живите по Евангелию. Если не живем по Евангелию, то отходим от нормы, неправильно живем. Надо всем жить по заповедям Божиим, доверять всю жизнь Богу, свои планы Ему говорить: хочу то-то и то-то сделать, Ты благословляешь меня на это? Если благословляешь, я приступаю. Если нет, не буду делать. На все надо спрашивать Божие благословение. И все, что с нами происходит, нужно принимать как от руки Божией. Господь знает, где мы, что сейчас делаем, какие у нас обстоятельства жизни, препятствия, кто нам мешает. Он нас ставит в такие условия, в которых лучше всего можно спастись и к Нему обратиться. Каждый находится на своем месте - в монастыре или дома. Мы на том месте, куда нас Господь поставил. И люди, которые вокруг нас, - именно те, которые нам нужны сегодня. Это Господь их поставил. Возможно, мы не понимаем друг друга, в чем-то разные, но так должно быть".
"Мы просим сейчас в молитве преподобного Ефрема Сирина дать нам дух смиренномудрия, чтобы Господь отправил нас в школу смирения. Когда Учитель начнет преподавать смирение, нам будет тяжело учиться: мы своевольные и привыкли жить по-своему. Когда нас начинают смирять, мы даже не подумаем, что это Господь смиряет. Просили? И вот, Он создает нам условия. И мы должны учиться у Него всему - если Бог чего-то не дал, не хватает нам чего-то в жизни, это Он не дает, чтобы мы к Нему обращались, Его вспоминали. А если будем всем довольны, то Бога забудем. Болезни, скорби и страдания - все от Господа. Он наш единственный Врач, Друг, который будет с нами всегда, а со всеми земными людьми мы рано или поздно расстанемся. С Богом же мы всегда, если Его любим. Это главная заповедь - любить Бога и ближнего, потому что дар любви Господь дает только мужественным - тем, кто действительно может пронести любовь к Нему через всю жизнь. В советское время были люди, которые любили Бога, несмотря на коммунистические препятствия, которые мешали ходить в храм. Ничего не боялись - так любили Бога. Он таких настоящих христиан тоже любит. У христиан есть не только скорби и болезни, есть и радости. Мы идем к пасхальной радости, осталось немного времени, и мы вкусим ее. Есть много в жизни радостей христианских, и у каждой души свой путь к ним. Надо каждому найти свой путь и благодатную радость в себе удерживать, приумножать, делиться ею с ближними: люди нуждаются в помощи. Христиане всегда отличались добротой, любовью, милосердием. На Страшном Суде нас будут судить только за одно - нелюбовь к ближним. Если мы их не любили - не на что нам будет надеяться. Воды не дал, поесть не дал, странника не принял, не одел - за это и будет Бог осуждать нас. Надо любить, а чтобы любить, надо просить у Господа силы и дар для этого. Мы просим, чтобы Он простил нам грехи и мы, очистившись, могли наполнить душу добрыми делами", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.
Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель закрыли в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны в монастыре стояла немецкая танковая дивизия. В хрущевскую антирелигиозную кампанию были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи обители в бессрочное безвозмездное пользование всей территории.
ИА "Вода живая",
01.03.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь
198515, г. Санкт–Петербург, г.Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15Упоминания в новостях
6 ноября 2024
Прошло собрание игуменов и игумений
...
Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, настоятели Троице-Сергиевой пустыни игумен Варлаам (Переверзев), Староладожского Никольского монастыря игумен Филарет (Пряшников), настоятельницы Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), Староладожского Успенского монастыря игумения Евфросиния (Берлизова) ...
18 сентября 2024
Начался II семестр курсов для монашествующих
... В учебном процессе участвуют насельники Александро-Невской лавры, Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря, Коневского Рождество-Богородичного монастыря, Свято-Троицкой пустыни, Староладожского Никольского монастыря, Константино-Еленинского монастыря и Иоанно-Таисиинского Леушинского сестричества ...
1 сентября 2024
Вышла книга "Православная Церковь по обе стороны советской границы"
... В Санкт-Петербурге вышла в свет книга доцента кафедры теологии РХГА имени Федора Достоевского, насельника Троице-Сергиевой пустыни иеромонаха Никодима (Хмырова) «Православная Церковь по обе стороны советской границы: Журнал РПЦЗ «Церковные ведомости», 1922–1925 годы» (Издательство «Крига», «Издательство Сергея Ходова») ...