"Как спасаемся?"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения четверга 1-й седмицы Великого поста
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 2 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые совершил протоиерей Михаил Шастин.

В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Константино-Еленинском монастыре.

Eго Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, старший священник обители протоиерей Александр Демашкин, иерей Павел Ермошкин, клирики обители и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница игумения Илариона (Феоктистова) и сестры монастыря.


"Великий пост - самое благоприятное время для всякой души христианской, - сказал владыка в проповеди. - Мы завершили чтение канона преподобного Андрея Критского на первой седмице, там было много тропарей, посвященных Марии Египетской. Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Она действительно показала пример, как перестать грешить и стать святой: перешла Иордан и там спаслась. И мы должны перейти зиму страстей и вселиться в весну покаяния. Великий пост - это время задуматься о душе, задать себе вопрос: "Спасаюсь я или только обозначаю, что спасаюсь?" По каким критериям можно узнать, спасается человек или нет? Человек оценивается как с внешней стороны, так и с внутренней. Смотрим - вроде он хороший, порядочный, добрый. Внешние добродетели хорошо видны. Ходит в храм, молится, пост соблюдает, монахом стал, затворником, молчальником - сколько у него внешних добродетелей! Кто-то благотворительностью занимается, храмы строит. Неплохо! Но достаточно ли этого для спасения? Что апостол Павел говорит на этот счет? "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13:3). Значит, одних дел для спасения недостаточно. Еще нужна вера. Часто по телевизору показывают людей, которые делают добрые дела, но при этом называют себя атеистами. Господь говорит по этому поводу: "Неверующий уже осужден" (Ин. 3:18). Можно все что угодно делать, но если веры нет - это бессмысленно. Если бы у нас была вера в горчичное зерно, мы могли бы передвигать горы (Мф. 17:20), но у нас ее нет. С другой стороны, апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), так что нужны и вера, и дела".

"Направляясь на последнюю в земной жизни Пасху в Иерусалим, Господь сказал ученикам, что Ему предстоят испытания: страдания, смерть, Воскресение, - продолжил архипастырь. - Он шел впереди учеников, которые задумались: что их ждет? И вот, братья Иоанн и Иаков спросили Спасителя, можно ли в грядущем Его Царствии, чтобы один сел по правую руку от Него, а другой - по левую. Господь ответил: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?" (Ин. 20:22). Они сказали, что могут. То есть готовы были пострадать за Него. Но награда за страдания не дается, этого тоже недостаточно. Господь сказал, что это от Него не зависит (Ин. 20:23). А от кого зависит? От Отца Небесного? Не только: это зависит от самого человека. Ученики должны сами приготовиться, чтобы оказаться в Царствии Небесном по правую и левую руку от Господа. Так что даже подвиг исповедничества не гарантирует Царствие Небесное. Апостол Павел говорит: "Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков" (Рим. 2:28-29). Господа окружали фарисеи. Уж как они гордились своими добродетелями! И что, получили от Христа одобрение? Нет, только гнев. Он призывал очистить внутренность свою, не быть внешне благочестивыми, а внутри полными лицемерия и всякого беззакония. Значит, чтобы спастись, надо иметь веру, дела и любовь".

"Еще надо иметь смирение, Господь смотрит только на смиренного и кроткого. А где взять смирение? Для этого-то нам дан пост. Мы свою гордость должны смирить. Ничто нас так не смиряет, как покаяние в грехах, и Господь дает нам благодать, которая помогает очиститься от страстей. Пока не смиримся, благодати у нас нет, мы несчастны. Счастливым может быть только тот, у кого есть благодать. Чтобы спастись, нужно еще движение, а мы часто статичны. Каждый раз каемся в одном и том же: "Гневаюсь, раздражаюсь, ругаюсь". То есть совершенно не движемся в лучшую сторону, при этом считаем, что все у нас нормально. Но живы мы или нет? Посмотрим на природу: камни, земля, вода какими были миллионы лет назад, такими и остались. Это неживая природа. А все живое меняется, растет. Человек порой уподобляется камню, каменеет в грехах. Если бы мы в святости каменели, было бы хорошо, но у нас ее просто нет. Надо двигаться к Богу, спрашивать себя: как я провел этот год от поста до поста, куда двигался? Великий пост помогает заглянуть в себя, сделать самооценку. Мы за это время должны понять, спасаемся или нет, чего нам не хватает. Чтобы понять, надо читать Евангелие - там на все вопросы есть ответы. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное" (Мф. 7:21). Много раз мы за это богослужение произнесли: "Господи! Господи!" Но гарантии никакой, не всякий говорящий так спасется. А спасется тот, кто любит Бога и ближнего. Нужно думать не только о своей душе, но и о Боге, о ближних. Если мы не любим друг друга, то мы не спасаемся. Нам нужно много еще над собой работать, идти к Господу, находить в себе недостатки и исправлять их. Это и называется покаянием, то есть исправлением ума, сердца, души и всего строя жизни человека. Желаю вам исправиться, покаяться, искать духовных радостей, которые обязательно будут после очищения. Господь даст нам благодать, и эту радость мы ощутим, особенно когда придет великий праздник Светлого Христова Воскресения. Сердце наше возрадуется о Боге, что мы прошли достойно пост и встретили чистыми этот праздник", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Обители подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Исторически в Хапполо (так называлось Ленинское до 1948 года) не было православного храма: территория входила в Великое княжество Финляндское, и население в основном исповедовало лютеранство. В 1998 году в поселке создали общину. Храм строили на месте сгоревшего клуба на средства ктитора Константина Голощапова, главы компании "Росцентрпроект" управления делами президента РФ. Первая служба в храме святых Константина и Елены состоялась в Рождественский пост 1999 года. 6 октября 2006 года Священный Синод постановил открыть Константино-Еленинский монастырь. Первые сестры приехали сюда из петербургского Новодевичьего монастыря. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы возведен по проекту Сергея Павлова. С 2015 года в нем проходят богослужения. Был освящен малым чином Святейшим Патриархом Кириллом 18 августа 2017 года. Великое освящение совершил 21 октября 2018 года митрополит Варсонофий.

ИА "Вода живая",
02.03.23



Видео: Канон преподобного Андрея Критского. Константино-Еленинский монастырь

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости