"Нести крест"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
Вечером Недели 2-й Великого поста, 12 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.


"Мы совершили сегодня первую пассию в этом посту, - сказал владыка в проповеди. - Церковь собрала нас на Голгофу, чтобы еще раз вспомнить события, которые произошли там. Господь приходил и прожил Свою земную жизнь, чтобы взойти на Голгофу и совершить там наше спасение, исцеление человеческой природы. Она была поражена грехом, и никто - ни пророки, ни святые, ни ангелы - не могли исправить человека, кроме самого Творца. Он создал нас, знает нашу душу и тело, знает, чем мы были поражены - тлением, смертью, страстностью. Все это нужно было уврачевать, чтобы стал новый человек уже не от Адама, а от Христа, чтобы все мы приобщались исцеленного Тела Христова. Причащаясь, мы поем: "Тело Христово приимите, Источника Безсмертного вкусите". Приобщаясь к Телу Христову, мы становимся бессмертными. А до этого не могли таковыми быть. Теперь мы уврачеваны и можем быть вознесены на небо".

"Господь первым взошел на Голгофу, у каждого из нас есть своя Голгофа, и нам всем нужно на нее взойти, - продолжил архипастырь. - Господь сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Потому что путь в Царствие Небесное лежит только через крест. Да, в жизни много радостей, но все перемешано со скорбями, болезнями, страданиями и в конце концов со смертью. У каждого человека есть свой крест, одни с верой несут его, и Господь им помогает, другие не веруют в Бога, но все равно несут крест. Нет такого человека, который бы не болел и не страдал. Каждому дан крест, но одни с него попадают в рай, а другие, как разбойник слева от Христа, - прямо в ад. Жалко таких людей, за которых Господь молился на Кресте: "Отче! прости им, ибо не ведают, что творят" (Лк. 23:34). Многие живут и не знают, для чего живут. А мы счастливые, нам Бог открыл, для чего мы живем, куда должны стремиться и как нести крест. С него нельзя сходить. Господу кричал народ, чтобы Он сошел со Креста, и тогда они в Него уверуют. Но никто бы не уверовал, потому что это все от лукавого. Христос не сходил с Креста, Он претерпел до конца и спас всех нас".

"Желаю вам идти за Ним, нести крест, который Бог каждому дал и помогает нести до конца. Желаю вам помощи Божией в предстоящей третьей седмице Великого поста, чтобы Он укрепил вас и с каждой неделей вы становились все чище и чище. Пасха неумолимо приближается, осталось пять недель до нее. Желаю вам очистить сердце, чтобы потом поклониться воскресшему Господу, как сегодня мы поклоняемся Кресту, и пасхальная радость коснется наших душ", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами, а в конце службы с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
12.03.23

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости