"Мы соединили сегодня два богослужения - чин погребения Пресвятой Богородицы с престольным праздником храма Спаса Нерукотворного образа, - сказал владыка в проповеди. - Из Предания мы знаем, что апостолы попрощались с Божией Матерью, оплакивали Ее, затем пошли хоронить на семейное кладбище. С Сионской горы они понесли Ее в Гефсиманию. Об этом донесли властям, первосвященникам, и те постановили срочно разогнать процессию, а тело Богородицы сжечь. Воины и священники ринулись исполнять решение начальства. Но тут произошло чудо: облако спустилось с неба и, как купол, накрыло идущих. Преследователи слышали пение земное и небесное, но не могли видеть ни апостолов, ни гроб Божией Матери. Только один священник, Афония, смог пробраться к Ее гробу, но как только коснулся его, сразу же лишился рук - ангел отсек их мечом. Афония раскаялся, уверовал в Спасителя, попросил прощения у Божией Матери, тут же исцелился и присоединился к процессии. Матерь Божия была погребена там, где лежали Ее родители. Народ три дня молился у гроба. В это время явился апостол Фома, который не смог быть на прощании с Божией Матерью. Он попросил отвалить камень от гроба, чтобы попрощаться с Ней, но когда это сделали, увидели, что тела во гробе не было, остались только пелены. Эти пелены разошлись по многим странам, в храмах есть ковчежцы с их частичками, люди прикладываются к ним и получают исцеление".
"Сегодня мы вспоминаем также перенесение Нерукотворенного образа Спасителя из Едессы в Константинополь, - продолжил архипастырь. - Образ чудесным образом отпечатался на убрусе, которым Господь отер лицо. Лик Спасителя был послан царю Авгарю, и тот, приложившись к нему, исцелился. В Едессе образ хранили, поставили высоко в нише, чтобы люди молились перед ним. Но шли века, и почему-то ниша была заложена кирпичами, лик стал не виден. Когда персы стали угрожать городу, его жителям явилась Божия Матерь и велела достать этот образ. Нишу освободили от кирпичей и увидели, что перед ним продолжает гореть лампада. Святыню вновь стали почитать. В седьмом веке арабы завоевали Едессу, в Константинополе решили, что лучше выкупить образ у эмира и перевезти туда. В 944 году, за сорок четыре года до Крещения Руси, Нерукотворный образ Спасителя был перенесен в Константинополь. Когда крестоносцы завоевали город, он исчез, но с него сохранилось множество списков".
"На этом образе Христос всегда изображается кротким - Он говорил: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29). Вот чему учит нас Господь, вот о чем мы должны помнить, прикладываясь к Его образу. Нерукотворный образ Спасителя - это свидетельство Его воплощения: если бы Господь не воплотился, такого образа не могло бы быть. Это свидетельство любви Божией к роду человеческому: Господь по любви к нам пришел на землю, чтобы спасти нас. Его Нерукотворный образ с древности на Руси почитался, и особенно в войсках - часто изображался на княжеских знаменах грозным. Но грозен он для врагов, а для христиан - любвеобилен и ласков. Господь огорчается, когда мы грешим, но если каемся, являет нам Свою милость и благословляет нас", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
28.08.23