Петербургские паломники посетили Иудейскую пустыню, Иерихон и Иордан

На четвертый день пребывания на Святой земле, 18 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетили святыни Иудейской пустыни, Иерихон и погрузились в воды реки Иордан.

Сначала петербуржцы отправились в скит святого преподобного Харитона Исповедника - бывшую Фаранскую лавру. Это самая древняя из сохранившихся в Палестине монашеских обителей и одна из трех лавр, основанных преподобным Харитоном. Здесь подвижник, согласно его желанию, был погребен.

Паломников встретил единственный насельник скита монах Харитон. Петербуржцы посетили гробницу основателя монастыря, храм в честь преподобного Харитона Исповедника, устроенный в пещере, где он был чудесным образом спасен от разбойников. В пещерном храме были пропеты тропарь, кондак и величание преподобному Харитону, верующие прочли молитву святому.

Отец Харитон рассказал об истории скита. Преподобный Харитон Исповедник основал Фаранскую лавру в скалах у древнего источника пророка Иеремии (Иер. 13). Это единственный каньон в Иудейской пустыне, где есть вода. Поэтому здесь была древняя дорога из Иерихона в Иерусалим, ею активно пользовались. Период расцвета обители пришелся на VI век. В ней подвизалось множество святых. Гробница преподобного Харитона находилась в крипте большого храма IV века, который простоял до XVIII века и был разрушен. В XIX веке монастырь был заброшен, а место его расположения утрачено.

В конце концов место расположения Фаранской лавры было найдено. В 1903 году его купили монахи русского Афонского Крестовоздвиженского монастыря. Они основали скит во имя преподобного Харитона для духовного окормления русских паломников. Афониты подвизались здесь до 1930-х годов, последний насельник скончался в 1958 году. Сюда иногда приходили священнослужители РПЦЗ, служили Божественную литургию. На скиту подвизался с 1965-го по 1972 год монах-пустынник Александр (Блум), автор книги воспоминаний "Цветы пустыни". Постепенно место стало заброшенным, а, согласно законодательству, участки, стоящие бесхозными сорок лет, забирает государство. Об этом вовремя узнали, и отцу Харитону благословили заниматься восстановлением скита. Он возродил его из руин. Сегодня скит преподобного Харитона Исповедника принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей.

Покинув скит, группа отправилась в Иерихон. Этот город известен из Книги Иисуса Навина. Он был полностью разрушен израильтянами во главе с их знаменитым предводителем, которому Господь указал способ взятия города. Стены осажденного Иерихона чудесным образом пали по семидневном обхождении вокруг него с Ковчегом Завета, которое сопровождалось трубными звуками. Все в нем было предано мечу и истреблению, и Иисус Навин наложил запрет на восстановление города.

Впоследствии Иерихон несколько раз отстраивался и перестраивался. Во времена Иисуса Христа это был римский город, здесь находился дворец Ирода Великого. В Евангелиях Иерихон упоминается дважды: Спаситель исцелил двух слепцов, сидевших у городских ворот (Мф. 20:19-34), а также посетил дом начальника мытарей Закхея (Лк. 19:1-10). Закхей хотел увидеть Христа, но был небольшого роста, поэтому, чтобы подняться над толпой, следовавшей за Господом, забрался на дерево. Иисус увидел его и сказал, чтобы тот спускался, потому что Иисус должен быть сегодня в его, Закхея, доме. Закхей принял Спасителя с радостью, раскаялся, пообещал раздать половину своего имущества бедным, а обиженным им воздать вчетверо, что означало фактически признание себя виновным в воровстве. Церковное Предание сообщает, что Закхей стал учеником Христа, апостолом от 70-ти и первым епископом в Кесарии Палестинской.

В Иерихоне паломники поднялись на фуникулере на Сорокадневную гору в греческий монастырь Искушения, основанный преподобным Харитоном Исповедником. Здесь, как сообщает Евангелие (Мф. 4:1-10), Иисус Христос сорок дней молился после Крещения в Иордане, и диавол искушал Его. В монастыре паломники приложились к камню, на котором молился Спаситель. Протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия от Матфея, рассказывающий об искушении Христа.

В Иерихоне же группа побывала на подворье Русской духовной миссии. Участок под подворье был приобретен начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 году с целью приема паломников, направлявшихся к горе Искушения и месту Крещения на реке Иордан. Территория на картах обозначалось как "Лавра Кирияка Отшельника" и, по преданию, здесь располагался дом апостола Закхея. Об этом свидетельствует памятная надпись, оставленная архимандритом Антонином на фасаде паломнического дома: "Днесь в дому твоем подобает Мне быти" (Лк. 19:5). Протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия от Луки о встрече Закхея с Христом (Лк. 19:1-10), паломники пропели величание апостолу Закхею.

Из Иерихона паломники отправились совершать погружение в воды Иордана в Вифаваре. Это место, где согласно Новому завету, Иоанн Предтеча совершил Крещение Иисуса Христа (Ин. 1:28-34). По реке проходит граница между Израилем и Иорданией, поэтому место в связи с нахождением в полосе отчуждения границы между государствами было закрыто для широкого посещения со стороны Израиля. С 2011 года подход к месту Крещения со стороны Израиля открыт для паломников и туристов - для этого было необходимо провести разминирование дороги, а участки по сторонам от нее до сих остаются заминированными, о чем предупреждают таблички, установленные вдоль обочины.

По традиции на Крещенский сочельник, 18 января, здесь совершается чин великого освящения воды патриархом Иерусалимским, который затем спускается к реке и погружает крест в ее воды.

Недалеко от места Крещения Господня расположен монастырь Иоанна Предтечи, построенный в V веке. По преданию, в этой обители подвизался преподобный Зосима, причастивший и похоронивший преподобную Марию Египетскую. Монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. Сюда паломники отправились после погружения в воды реки Иордан.

Петербуржцев приветствовал игумен - архимандрит Варфоломей, телетарх (начальник протокола богослужений) Иерусалимской Патриархии. Верующие пропели тропарь и величание Марии Египетской, прочитали молитву. Затем поднялись на смотровую площадку на крыше монастыря, с которой открывается красивый вид на Иудейскую пустыню.

В завершение дня паломники побывали в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. Он основан на месте, где, по преданию, останавливалось на ночлег Святое Семейство, спасавшиеся от царя Ирода бегством в Египет. Этому событию посвящен пещерный монастырский храм (крипта), где паломники пропели молитву Божией Матери. Здесь можно увидеть древнюю фреску с изображением Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника.

У истоков обители стоял святой V века преподобный Герасим Иорданский, в честь которого она была впоследствии названа. Из его жития известна история о приручении льва, которого подвижник вылечил от раны. Зверь привязался к авве Герасиму, везде ходил за ним как "ученик", принимал пищу из рук старца. Он исполнял послушание: охранять осла, носившего воду из реки в монастырь. Однажды лев уснул, и осла увел с собой проходивший мимо арабский купец. Преподобный Герасим подумал, что зверь съел осла, и возложил на льва обязанность таскать воду. Через некоторое время тот купец возвращался через те же места и лев, узнав своего подопечного, радостно взревел и кинулся к нему. Купец испугался и убежал, а лев привел в обитель не только осла, но и весь караван. Так авва Герасим узнал, что его "ученик" был невиновен. Ему дали прозвище Иордан. Зверь умер на могиле преподобного Герасима и был с ним погребен. На многих фресках и иконах монастыря можно увидеть льва и осла.

Монастырь несколько раз разрушался и отстраивался заново. Современный вид он приобрел благодаря реконструкции XIX века, инициатором которой выступил архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.

К середине XX века, оказавшись на территории Иордании, монастырь был заброшен. После Шестидневной войны его восстановлением занимался нынешний игумен архимандрит Хризостом (Тавулареас). Сегодня в монастыре проживает около тридцати насельников, включая монахов из Болгарии, Греции, Румынии, России и Кипра.

В верхнем храме обители в честь преподобного Герасима паломники пропели тропарь и величание святому, приложились к чтимым святыням.

Фото Николая Клейменова
ИА "Вода живая",
18.09.23