Группа паломников, возглавляемая митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, 24 сентября, после Божественной литургии на русском подворье в Магдале, посетила святыни на берегу Тивериадского озера.
На горе Блаженств состоялось посещение католического храма Заповедей Блаженства женского итальянского францисканского монастыря. Он был построен в 1938 году архитектором Антонио Барлуцци, имеет восьмиугольную планировку по числу заповедей блаженства. Духовенство и певчие пропели евангельский текст заповедей блаженства (Мф. 5:3-11), который звучит за Божественной литургией (солист - протодиакон Кирилл Журавлев). В монастырском саду на берегу озера епископ Петергофский Силуан прочитал отрывок из Евангелия от Луки о даровании заповедей блаженства (Лк. 5:1-16).
Спустившись к подножию горы, петербуржцы посетили Табху, где Господь совершил чудо умножения хлебов и рыб. Название "табха" - искаженное в арабском звучании греческое слово "гептапегон", то есть "семь источников". В древности они привлекали в свои теплые воды множество рыб. На месте совершения чуда в IV веке была построена церковь. Ее престолом служил камень, на который Иисус поставил корзины с хлебом и рыбой. Позднее вместо обветшавшей церкви поставили византийский храм. В его полу выложили знаменитую мозаику Табхи, изображающую корзину с хлебом и две рыбки. Храм разрушили персы в VII веке, но мозаика сохранилась. Это главное украшение современной католической церкви Умножения хлебов и рыб. За мозаикой под алтарем расположен камень, на котором свершилось чудо. Епископом Силуаном был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий об умножении хлебов и рыб (Мф. 14:14-21).
Другим событием, которое свершилось в Табхе, было третье явление Господа апостолам по Воскресении, когда Христос угостил учеников хлебом и рыбой. В честь этого события на берегу Тивериадского озера воздвигнута францисканская церковь Первенства апостола Петра. Внутри храма находится камень, именуемый "стол Иисуса": по преданию, именно на нем Спаситель разложил на нем печеную рыбу, которой угощал апостолов. Епископ Силуан прочитал соответствующий отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 21:1-14).
Далее путь паломников лежал в монастырь Двенадцати апостолов в Капернауме. В этом городе Христос совершил множество чудес. На месте одного из них - исцеления расслабленного - в начале XX века был основан монастырь. Паломники посетили главный храм обители, который был построен в 1925 году. В 80-х годах его полностью перестроили, от прежнего храма сохранился только каменный иконостас. К 2000 году новый храм был расписан: на стенах изображены евангельские сюжеты, многие из которых произошли в Капернауме и его окрестностях: усмирение бури, хождение по водам, удивительный улов рыбы, исцеление больного. Святыней храма является Страстная икона Божией Матери. В монастыре проживает единственный насельник - монах Иринарх (Митас), который тепло приветствовал владыку Варсонофия. Епископ Силуан прочитал отрывок из Евангелия о призвании Христом первых учеников (Мф. 4:17-23), паломники пропели тропарь и величание апостолам, приложились к чудотворной Страстной иконе Божией Матери.
Последним пунктом паломнической поездки было посещение места, где в древние времена находился город Вифсаида (ивр. Бейт-Цайда - "дом рыбной ловли"). Согласно евангельскому повествованию, Вифсаида Галилейская была родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Мк. 14:70, Ин. 1:44, 12:21).
Протоиерей Димитрий Юревич рассказал, что есть еще другой объект, непосредственно на берегу Галилейского озера, который претендует на то, что здесь находилась Вифсаида, но большинство современных исследователей признают как раз тот объект, куда направляется группа. Известный исследователь Палестины Эдвард Робинсон в 1838 году идентифицировал это место как Висфаиду, но раскопки начались только в 1987 году, продолжались несколько лет, в них участвовали 24 университета из стран мира.
Он показал ханаанские ворота IX века до Рождества Христова, затем раскопанную главную улицу города, где можно увидеть дома винодела и рыбака.
"Эти дома датируются ранним римским периодом, это вторая половина I века до Рождества Христова, чуть-чуть раньше времени жизни Христа Спасителя, - объяснил отец Димитрий. - Кто-то, увидев их, скажет: "Надо же, как хорошо жили рыбаки! Мы-то думали, что они были бедные, а они жили в каменных домах". Но, во-первых, это базальт, самый дешевый материал. А во-вторых, в этих домах жило очень много людей, в каждой комнате по несколько человек. В каждом из домов был дворик, они могли быть разной формы. Увидим мы и глухие каморки, кладовые. Как раз про них и говорит Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди, о которой мы сегодня вспоминали. Он говорит: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6:6). В Синодальном переводе стоит слово "комната", но там употребляется греческое слово, которое обозначает кладовку, каморку. И Христос не случайно предлагает зайти в кладовку и закрыть дверь. Очень часто в таких кладовках даже окна не было. Это было единственное место в доме, где можно было уединиться, потому что во всех остальных комнатах, где были окна, жили родственники - родители, дети, братья, сестры".
На территории Вифсаиды митрополит Варсонофий объявил паломникам, что программа поездки завершена и пора собираться домой.
ИА "Вода живая",
24.09.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей