В пятый день пребывания на Святой земле, 19 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием продолжили посещение святынь Палестины.
В Вифлееме они молились за Божественной литургией в базилике Рождества Христова. Богослужение прошло в крипте на месте рождения Спасителя. Его возглавил митрополит Варсонофий по благословению настоятеля базилики митрополита Диокесарийского Венедикта и в сослужении с ним. Службы шла на греческом, арабском и церковнославянском языках. Сослужили заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Дометиан (Маркарян) и паломники в священном сане.
Вифлеем известен еще в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Из Вифлеема происходит царь Давид. Иосиф Обручник с Девой Марией отправились сюда во время переписи населения, поскольку Иосиф был из рода Давидова. Так сбылось реченное пророком Михеем, что незначительная тогда деревушка станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).
Над Вифлеемским вертепом расположена византийская базилика с древними мозаиками IV-VI веков. На южной стене главного нефа запечатлена в мозаике родословная Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной - по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Под амвоном базилики находится величайшая святыня - пещера Рождества. Место Рождества Христова в ней указывает серебряная звезда. Рядом с ней - место яслей, в которых лежал Богомладенец. Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Римско-католической Церкви. Все они имеют при храме монашеские общины.
Паломники спустились в Вифлеемский вертеп, приложились к почитаемой Вифлеемской иконе Божией Матери. Это единственный в мире образ, где Богоматерь улыбается. По одной из версий икона была пожертвована храму Русским Императорским Домом, а парчовая риза была дарована императрицей Марией Александровной, супругой государя Александра II.
Под южным трансептом базилики расположены пещеры Вифлеемских младенцев. В них хранятся кости младенцев, убиенных по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2. 16-18), а также взрослых мучеников, пострадавших при нашествии персов в 614 году. Также на территории храма находится пещера блаженного Иеронима Стридонского, в которой святой поселился в 386 году. Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, истолкования Священного Писания, труды исторические. Главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Заветов. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви. Свою жизнь святой окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой его смерти считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
После богослужения паломники отправились в греческий монастырь Пастухов в Вифлееме. Согласно преданию, на этом месте произошло явление ангелов четырем пастухам и возвещение им о рождении Христа. Впоследствии пастухи были похоронены в пещере, где приняли радостную весть. Над пещерой равноапостольной царицей Еленой был основан храм, а в VI веке - монастырь. Его разрушили персы, сохранилась только крипта соборной базилики, посвященная Собору Пресвятой Богородицы, Иосифу Обручнику и пастырям. В конце XX века рядом с криптой был построен храм.
Паломники помолились в пещере. В главном монастырском храме протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия от Луки о благовестии пастухам (Лк. 2:8-20).
Также верующие посетили лавру Саввы Освященного. Это крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне, и один из древнейших непрерывно обитаемых общежительных монастырей мира. Является одним из центров православия на Святой земле, давая и духовную и материальную помощь, а также возможное образование окрестному бедному населению. Священноигуменом лавры является Патриарх Иерусалимский. Устав обители считается самым строгим из уставов всех палестинских православных монастырей. Женщины на территорию не допускаются.
Лавра основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным в конце V века. Здесь подвизались более двадцати святых, почитаемых Православной Церковью, среди них - преподобный Иоанн Дамаскин. Паломники-мужчины посетили келью святого.
На территории лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного. От них происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. В обители находится святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам.
Митрополит Варсонофий и паломники-мужчины пропели величание преподобному Савве Освященному и отправились на смотровую площадку монастыря, откуда открывается вид на Кедронский поток, неоднократно упоминающийся в Библии.
Затем они пообщались с духовником лавры архимандритом Евдокимом. Владыка попросил его поделиться опытом духовной, молитвенной жизни. "Что приносит больше радости, мира, благодати: богослужение, молитва, добрые дела, гостеприимство? - спросил он. - Что подсказывает монастырская практика, чему больше уделять внимание?"
Духовник лавры подчеркнул, что у каждого христианина - своe служение, свой путь спасения, в зависимости от того, к чему человек больше расположен.
"Главное - правильное устроение сердца, добрые намерения, - сказал отец Евдоким. - Не так важно, что мы делаем, либо идем по уставу, либо у нас собственная молитва, главное - устроение сердца. Во времена преподобного Саввы Иисусова молитва не была распространена, и даже того устава, который сейчас у нас есть, не существовало. В то время монахи читали Псалтырь, постоянно, в течение суток, каждый час - определенные строчки. Сейчас модно ездить на Афон, люди говорят: я разговаривал с таким-то герондой, который не только умеет молиться, но и благословляет молиться, как он. Но надо учитывать, что все люди разные, кто-то молится и по-своему. К тому же в миру трудно возделывать такую же чистую молитву, как в монастыре: семья, дети, работа. Но живущие в миру и желающие спастись тоже могут молиться и должны это делать, перед работой и после нее, перед сном - поговорить с Богом, обратиться к Нему. Бог по-разному судит монахов и мирян. Большая польза для человека, когда он живет рядом с храмом, где служат каждый день, можно пойти помолиться не только в субботу и воскресенье, но и в будни. Участие в богослужебной жизни помогает сосредоточиться, поместить свою жизнь в духовные реалии".
Побеседовав с архимандритом Евдокимом, петербуржцы отправились в монастырь Феодосия Великого. Он был основан в конце V века преподобным Феодосием, начальником всех общежительных монастырей Палестины. По преданию, здесь находилась пещера, где останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу. В главном храме было пропето величание преподобному.
В завершение дня группа отправилась в Хеврон, на подворье святых праотцев Русской духовной миссии. Паломники осмотрели знаменитый Мамврийский дуб. По преданию, на этом месте праотец Авраам оказал гостеприимство Господу, который явился к нему в виде трех ангелов (Быт. 18:1-14). Архимандрит Антонин (Капустин), приобретая участок в Хевроне, писал послу Российской империи в Константинополе графу Николаю Игнатьеву: "Надобно знать, какое значение он имеет в глазах нашего народа, чтобы оценить всю важность приобретения его нами. Я первый не думаю, что он был тот самый дуб, под которым Авраам принял и угостил Святую Троицу, но верю несомненно, что он есть последний остаток той дубравы [Мамре], к которой принадлежал подлинный дуб, а значит все-таки есть дуб Мамврийский".
Сегодня дуб, который приобрел отец Антонин вместе с участком под подворье, засох. Но рядом выросло молодое дерево, которое, как и его прародитель, разделилось на три ствола. Обычно площадка, на которой растет Мамврийский дуб, закрыта для посетителей подворья и открывается только раз в год - на праздник Святой Троицы. Но для паломников из России сделали исключение.
В монастырском храме верующие пропели тропарь и величание святым праотцам.
Фото Николая Клейменова
ИА "Вода живая",
19.09.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей