"Первая добродетель"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Евгении
В канун Недели о мытаре и фарисее, 24 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме преподобномученицы Евгении на Парашютной улице.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель иерей Андрей Ковальчук с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся были казаки хутора "Приморский".


"С сегодняшнего дня мы начинаем петь постную триодь, и Церковь постепенно готовит нас к Великому посту, - сказал владыка в проповеди. - До Пасхи, которая наступит 5 мая, осталось десять недель: три подготовительных, шесть недель поста и Страстная седмица. Церковь заранее готовит нас к тому, чтобы мы за пост приобрели добродетели, очистили сердце, душу и встретили Светлое Христово Воскресение чистыми. А воскресенье, которое будет завтра, мы называем Неделей о мытаре и фарисее. Те, кто постоянно ходят в храм, прекрасно знают это евангельское чтение и кто такие мытарь и фарисей. В прошлое воскресенье Господь уже направился на страдания и рассказал ученикам, что предстоит Ему претерпеть в Иерусалиме. По дороге Он зашел в Иерихон и общался с другим мытарем по имени Закхей. А о завтрашнем мытаре мы ничего не знаем - просто Господь на его примере показал, что нужно научиться правильной молитве и правильному смирению. Христос на просьбу учеников научить их молиться дал молитву "Отче наш". Мы все ее знаем, она называется "молитва Господня", ее надо читать постоянно, но Спаситель упоминает и другие молитвы. Завтра придут два человека в храм - один фарисей, а другой мытарь. Фарисей подойдет ближе к амвону и начнет Бога благодарить за то, что он "не таков, как прочие люди" (Лк. 18:11), которые в храм не ходят, сидят в своих многоэтажках, а я вот пришел на службу, и на храм жертвую, и на СВО деньги посылаю, и живу добродетельно. Это фарисей. А мытарь встанет где-нибудь сзади и не сможет пройти вперед, потому что задавлен грехами, не смеет поднять голову к Богу и только говорит: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18:13). Вот два человека - один Бога благодарит, что не такой, как тот мытарь, которому вообще не должно быть места в храме по его грехам, а другой только просит Господа простить его. Все мы приходим в храм с одной целью - помолиться, но уходим по-разному: одни получают за молитву оправдание, а другие могут получить и порицание".

"Если мы молимся неправильно, то даже проведя два часа в храме, можно уйти не оправданными, - продолжил архипастырь. - Чего же нам не хватает? Важной добродетели - смирения. Об этой добродетели говорят все святые отцы, и даже Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29). И действительно, Господь показал нам смирение: Он, Единородный Сын Божий, Лицо Святой Троицы, на земле все время называет себя Сыном Человеческим! Как должен был смирить себя Творец этого мира! И первая заповедь блаженства гласит: "Блаженны нищие духом" (Мф. 5:3) - это опять о смиренных. Мы видим, что Господь поставил смирение на первое место. Вся наша духовная жизнь должна быть основана на смирении. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если у человека нет смирения, значит, нет вообще добродетелей. То есть если у нас нет смирения, все впустую. Так же апостол Павел говорит о любви: можно что угодно делать, но если "не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:2). Вот и без смирения мы ничто. Смирение имеет много ступеней, это большой труд - достичь такого духовного состояния. Для начала нужно хотя бы никого не осуждать. А то соберутся двое-трое - и сразу же кого-то начинают осуждать. Бывает, что нас просят высказаться, а бывает, что мы осуждаем, даже если нас никто не просит. Зачем? Господь говорит: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Это прямая заповедь Божия - не осуждать. Начинать можно с этой ступеньки. Нельзя и превозноситься ни перед кем, хвалиться своими добрыми делами. Надо все делать так, чтобы только Господь видел. Да и какие у нас добрые дела? Это все Бог делает за нас, Он нам все дает: здоровье, деньги, положение, так что если мы и делаем что-то, то только благодаря Богу: забери Он это у нас - и ничего не будет. Так что не нужно хвалиться никогда и ничем, а надо приписывать все Богу, потому что Он все делает через наши руки. Вот и еще одна ступень, которую мы можем пройти. Надо постом настроить душу на смирение. Мы будем читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина - она тоже о смирении, чтобы Господь дал нам силу "не осуждать брата своего". Мы сами ничего не можем, можем только у Бога просить: если Он даст нам силу, то не будем осуждать".

"С этого и нужно начинать пост - посмотреть, как мы живем. Нужно осуждать только самого себя - это правильно. Мы-то сами не живем, как положено, где уж нам других осуждать! Надо смиряться. Не считать себя умнее всех, всегда правым. Может, мы и правы, но не надо об этом говорить, надо смириться - пусть жена будет права... ну, или муж. Зато мир в семье сохранится. Все наши проблемы - от гордости, в том числе и войны. Не хотим смириться - и все, потом трудно вернуться в мирное состояние. А смиренный человек - мирный, потому что прощает. Он простил всем грехи - и у него всегда мир в душе. Молитва мытаря, которую мы завтра услышим за евангельским чтением, многому нас учит. Она напоминает, что мы очень гордые и надо с этим бороться. Помните, в советское время нас учили: "Человек - это звучит гордо"? А чем гордиться? Умирает человек, мы подходим к могилке, берем горсть земли и бросаем туда - вот и все, что осталось от него: "Прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). Господь создал нас из праха земного, разве можем мы гордиться? Мы в собственных очах великие, а поднимитесь на самолете на десять километров и посмотрите в окно: дома, машины еще можно разглядеть, а человека и не видно! Это в физическом плане, а в духовном? Как мы далеки от подлинной веры, даже от той, которая была сто лет назад у новомучеников и исповедников! Какая у них была вера: шли в тюрьмы, лагеря, ссылки, по двадцать - двадцать пять лет сидели, кто-то был расстрелян! А любовь разве есть у нас? Вспомним равноапостольную Марию Магдалину: все мужчины разбежались, а она ночью поспешила ко Гробу - такая любовь ко Спасителю! И молитвы нет у нас: преподобный Серафим Саровский как молился? Тысячу дней и ночей стоял на камне - разве мы так сможем? Нет у нас такой молитвы. Что нам остается? Вместе с мытарем говорить: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена ик­она священноисповедн­ика Михаила Союзова.

Знаками благоверн­ого князя Ярослава и княгини Анны за мно­годетство были награждены иерей Андрей Коваль­чук и его супруга Ан­на, воспитывающие ше­стерых детей.

Медаль святого апостола Петра была вручена помощнице благо­чинного Приморского округа Юлии Заставной.

Верующим раздали иконки Божией Матери Иверской.

Церковь преподобномученицы Евгении на Парашютной улице была построена в 2014-2016 годах по проекту архитектурного бюро "Ловкачев и партнеры". В комплекс вошли четыре здания, в том числе дом причта. 17 января 2019 года был зарегистрирован приход под окормлением настоятеля храма иерея Андрея Ковальчука. В храме регулярно совершаются богослужения. 

ИА "Вода живая",
24.02.24

Храм святой прмц. Евгении на Парашютной улице

197341, Санкт-Петербург, Парашютная улица, 69

Упоминания в новостях

Все новости