Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Феодоровском соборе
В Неделю о мытаре и фарисее, 25 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых.
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Псковский и Порховский Арсений, епископ Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Александр Сорокин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
Правящий архиерей преподнес владыке Арсению панагию.
Архиереи осмотрели выставку "Русская Голгофа".
Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14) о мытаре и фарисее, вошедших в храм. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние со словами: "Боже, милостив буди мне грешному". Молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.
Феодоровский собор был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых по проекту Степана Кричинского. Нижний храм был посвящен великому представителю династии Рюриковичей - святому Александру Невскому, верхний - Феодоровской иконе Божией Матери, родовому образу Романовых, которым был благословлен на царство боярин Михаил Романов. 15 января 1914 года в присутствии государя Николая II и членов императорской фамилии храм был освящен. В советское время закрыт и перестроен под молокозавод. В 2005-м здание было передано епархии. В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, реставрация собора была завершена.
ИА "Вода живая",
25.02.24
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Псковский и Порховский Арсений, епископ Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Александр Сорокин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Постепенно мы подходим к Великому посту, осталось десять недель до Пасхи, но прежде чем ее встретить, нам предстоит большой труд, - сказал владыка в проповеди. - Это радостный труд очищения души от грехов, помыслов и недостойных дел, чтобы наше сердце возрадовалось в Светлое Христово Воскресение. Всем нам придется пройти, если Господь позволит, этот путь. Каждую неделю мы получаем уроки от Спасителя - как Он нас принимает, какими хочет видеть. Сегодня притча о мытаре и фарисее показывает, как нужно приходить в храм и молиться. Пришли два грешника, один считал себя грешником, а другой - не считал. Все, кто пришел сегодня в храм, - грешники: от митрополита до тех, кто стоит позади всех. И каждый будет по-своему оправдан - по тому, как молился, оплакивал грехи, думал о себе и о других. Эти уроки нужно усваивать, они всем понятны, просты и доступны, они на века. Господь нам в пример ставит мытаря, и уже две тысячи лет мы читаем евангельские строки о том, что мытарь вышел больше оправданным, чем фарисей. Фарисей совершал добрые дела: постился и раздавал милостыню, был набожным. Почему Господь за это его не оправдал? Он за добрые дела никого не наказывает. Но фарисей наказан за то, что хвалился и осуждал рядом присутствующего мытаря: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк. 18:11). Часто мы осуждаем наших братьев, которые в храм еще не ходят и не веруют. Чего мы их осуждаем? Слава Богу, что сами пришли, Господь дал нам сил и возможностей, а осуждать никому из нас не дано".
"За что Господь оправдал мытаря? - продолжил архипастырь. - У него не было добрых дел, он даже не поднимал голову посмотреть наверх, ему было стыдно за то, что он обобрал много людей, взял лишнего. Мытари собирали налоги с людей и излишки забирали себе, поэтому народ не любил их. Господь помиловал его за то, что он покаялся и вышел другим человеком. Наша задача - покаяться и выйти из храма другими людьми. В этом смысл поста - мы должны измениться. Это не так просто. Фарисей каким был, таким и ушел. Ему каяться не в чем, значит, он уже достиг Царствия Небесного. Так и мы можем весь пост проходить, подойти к Пасхе - и какими вступили в пост, такими и выйти. Пост прошел впустую. Зря потратили время и не изменились. Своими силами никто и не изменится, нужна благодать Святого Духа. Без помощи Божией не измениться, как бы ни старались. Если благодать Божия поставит препону грехам, то все изменится. Нужно просить помощи Божией, молиться: "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). Просить, чтобы Господь помиловал нас и дал нам силы преодолеть тяготение к греху и искушение".
"Мы должны усваивать уроки, которые преподаются нам подготовительными неделями поста. Сегодня это урок правильной молитвы и смирения. Нельзя без смирения у Бога получить благодать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, благодать дается только за смирение, не за дела. Можно совершить много дел, но если смирения нет, как у фарисея, то благодати не получить. Но смиренным не так просто стать. Все мы понимаем, что надо смиряться, например перед старшими. Но как только наступит момент, когда приходят испытания, все наше "смирение" сразу видно - мы обижаемся и оскорбляемся. Господь всегда проверяет нас только на деле. Мы можем что угодно говорить, читать святых отцов о смирении, но на деле не выдержать, показать, что смирения и близко нет, а значит, благодати тоже нет. Надо начинать со своей семьи - где-то смириться, потерпеть, понести. Дальше вас будут поносить другие, распускать сплетни - надо потерпеть. Будет видно, насколько вы молитесь за тех людей, стараетесь им помочь, чтобы они избавились от искушения. Все проверяется практикой. В теории все мы начитанные. Но наше смирение будет проверяться на деле. Жизнь все расставит на свои места. Своего у нас ничего нет, если Бог нам не даст, мы никуда не продвинемся. Пост - время покаяния и исправления, движения вперед от страстей и грехов. Господь нас проверяет постоянно. И мы можем увидеть, как слаб и немощен человек. Он может гордиться непонятно чем, а на самом деле он слабое существо. Без Бога не до порога. Только с Богом что-то умеем. Сейчас мы переживаем трудное время, проходит СВО, нужны молитва и сила Божия, чтобы преодолеть все это, чтобы наступили мир и радость. Пост неумолимо приближается, надо пройти подготовительные недели, семь недель поста и встретить Христово Воскресение другими людьми. Это возможно только с помощью Божией, у самих ничего не получится. Желаю вам ходить в храм Божий, правильно молиться и никого не осуждать. "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение", как говорил старец Амвросий Оптинский, - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
Правящий архиерей преподнес владыке Арсению панагию.
Епархиальные знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство были вручены иерею Владимиру Коваль-Зайцеву и его супруге Александре, воспитывающим пятерых детей, двое из которых - приемные.
Настоятель подарил владыкам книгу Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918 гг.)", изданную Обществом любителей церковной истории (Москва, 2024).
Архиереи осмотрели выставку "Русская Голгофа".
Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14) о мытаре и фарисее, вошедших в храм. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние со словами: "Боже, милостив буди мне грешному". Молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.
Феодоровский собор был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых по проекту Степана Кричинского. Нижний храм был посвящен великому представителю династии Рюриковичей - святому Александру Невскому, верхний - Феодоровской иконе Божией Матери, родовому образу Романовых, которым был благословлен на царство боярин Михаил Романов. 15 января 1914 года в присутствии государя Николая II и членов императорской фамилии храм был освящен. В советское время закрыт и перестроен под молокозавод. В 2005-м здание было передано епархии. В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, реставрация собора была завершена.
ИА "Вода живая",
25.02.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей