B среду 1-й седмицы Великого поста, 20 марта,митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За богослужением молилась настоятельница игумения София (Силина) с сестрами.
"Мы сегодня в третий раз слушали канон преподобного Андрея Критского, который он написал в лавре святого Саввы Освященного, - сказал владыка в проповеди. - Этот канон - образец того, как нужно каяться. Каждый должен такой канон в своей жизни написать и принести покаяние, потому что все мы вместе с проматерью Евой вкусили запретных плодов грехов и нуждаемся в покаянии. Нас так же диавол обманул, предлагая сладость греха, а в итоге мы вкусили яд, который носим в сердце, как шрам, всю жизнь. Те, кто кается, возможно, уже уврачевали его. А сколько людей, которые грешат, не каются и остаются нераскаянными! Есть два пути - покаяния и нераскаяния. Нам Господь предлагает путь покаяния, Он знает человеческие немощи и что мы изменчивы, наша воля легко может попасть под искушения, соблазны, а неокрепшее сердце будет предано страстям и порокам. Восстать не так просто. Но, слава Богу, есть Таинство покаяния, которое помогает исповедоваться, расстаться с грехами, хотя они и возвращаются. Например, грех осуждения никак у нас не исчезает. А что значит осудить человека? Это как взять камень и бросить в него, в душу брата или сестры. Мы постоянно этот камень ищем, чтобы запустить им в другого человека, и даже не считаем это грехом. Это свидетельствует о том, что у нас в сердце нет любви к этому человеку. Мы просто не любим его, поэтому всегда о нем отзываемся плохо. Считаем себя лучше, чем он, ведь у нас нет его грехов. Мы прикрываем свое нерадение, страсти и грехи. Вроде грех осуждения простой, а мы никак не можем его побороть. Стоит двум людям сойтись, обязательно будут кого-то осуждать. Да и в одиночестве плохо о ком-то думаем. Этот грех нужно врачевать".
"Церковь предлагает нам Таинство покаяния, которым все грехи отсекаются, - продолжил архипастырь. - Нет такого греха, который бы покаяние не отсекло. Грехи никакими земными делами и поступками не врачуются. Иногда хочется после греха чем-то заняться, чтобы его забыть, трудиться. Но ничего подобного, грех уже нанес рану душе, и его ничем, кроме покаяния, не загладишь. Никакими делами и трудами. Духовное врачуется только духовным. Нужно покаяние. Это и есть врачевание ран души. Если мы их не уврачуем, то душа погибнет. Покаяние - это сила, которая поднимает любого грешника из любого состояния. Если посмотреть на судьбу бомжей, то часто они просто не хотят подняться. Если бы захотели, то стали бы нормальными людьми. Покаяние готово их поднять. Церковь готова их принять, отмыть, дать им работу. Но они не хотят трудиться. Это говорит об их нераскаянности".
"Библия показывает пример покаяния, как разбойник стал первым святым человеком, вошедшим в Царство Небесное. Вот какую силу имеет покаяние! Стоило только попросить у Бога прощения - и разбойник уже в раю. Совсем другое дело - нераскаянность. Человек нераскаянный мучается, носит в себе грехи. Бывает, что всю жизнь прожив в Санкт-Петербурге, ни разу не был в храме, не исповедовался. И таких много. Люди ходят с такими ранами, болезнями, носят в себе яд греха. Какое же это мучение! Мы даже этого не представляем, потому что привыкли часто исповедоваться. Как люди живут и такую тяжесть носят? Они мучаются, но не подают вида, как бы заглушили совесть. Но ведь это невозможно. Все равно совесть подсказывает, говорит, напоминает человеку, обличает его здесь и будет отличать на том свете всегда. У первых людей Адама и Евы были сыновья Авель и Каин. Одному по зависти вздумалось убить брата - надо же было совершить грех против родного человека. Каин убивает брата, проливает кровь и после этого не находит себе покоя. Смотрит вниз и видит кровь брата на земле, смотрит наверх на небо - оно было свидетелем его убийства. Куда ему деваться между небом и землей? Он странствует по земле, страдает и боится всего. Вот что значит совершить грех. А надо в таком случае сразу бежать в храм к Богу на исповедь, становиться на колени, плакать и просить прощения. Мы должны бывать в храме и каяться. Какие бы ни были у нас высокие саны, звания, все мы грешники и должны приносить покаяние, исповедоваться перед Богом. Только один Господь безгрешен, только Он может уврачевать нас и направить на правильный путь. Желаю вам Великий пост провести в покаянном состоянии, подумать о себе, мысленно описать свою жизнь, что же мы натворили, за что нам стыдно, что мы тайно сделали, может быть, люди не знают, а мы-то знаем, какие грехи носим. Как рыбаки на крючок подвешивают червячка, и рыба, не понимая, что происходит, начинает хватать его, а в итоге попадает на крючок, так и диавол подсовывает нам сладость греха, а потом нам становится стыдно и плохо, мы теряем покой. Душа, потерявшая покой, мучается. Лучшее состояние для нее - духовная радость. Мы все имеем понятие о духовной радости, у каждого в сердце какая-то лампадочка, какой-то огонек горит и приводит нас в храмы. Те, кто имеет этот огонек, сегодня пришли на чтение канона. Благодарю вас за молитвы, желаю помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена Державная икона Божией Матери.
Новодевичий монастырь был основан у Московской заставы в 1848 году, когда здесь ему были пожалованы обширные угодья. Через год в присутствии императора Николая I был заложен Воскресенский собор. К 1917 году в обители было 400 насельниц, действовали восемь храмов. В советское время их закрыли, многие сестры были арестованы. Возрождение монастыря началось в 1996 году. При обители действуют богадельня, детский приют, медицинский центр по диагностике женской онкологии "Белая роза", швейные мастерские.
ИА "Вода живая",
20.03.24