"Стяжание благодати"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери "Неопалимая Купина"
В канун Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, 30 марта,​ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ возглавил Всенощное бдение в​ храме иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на Васильевском острове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель​ иеромонах Александр (Ковальский) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Вторая Неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе, - сказал владыка в проповеди. - Он был великим светильником Церкви Христовой, которые посылаются в особое, трудное для нее время. Григорий родился в 1296 году в верующей семье и с детства был воспитан благочестиво, подавал надежды, что станет крупным ученым или светским чиновником. Но когда у него умер отец, он ушел на Афон в Ватопедский монастырь, где хранится пояс Пресвятой Богородицы, и под покровом Божией Матери начал подвижнический путь. Через некоторое время​ перешел в лавру святого Афанасия Великого и там подвизался под руководством опытных старцев. Афонцы удивлялись его подвигам, как этот юноша несет их. Пожив в лавре, он ушел в скит к старцу, чтобы усвоить там безмолвие, умную молитву, которой отличались подвижники. Умная молитва была известна еще от преподобного Макария Египетского с IV века, некоторые аскеты и монахи в этом упражнялись и достигали великой святости, то есть видели нетварный божественный свет. Это усвоил и Григорий.​ Затем он покидает Святую Гору, спасаясь от турок, и в Фессалониках принимает священнический сан.​ ​ После возвращения на Афон становится наместником​ в монастыре Есфигмен, который находится в часе езды от Хиландарской обители. И вот, однажды появился один​ ​ лжеучитель​ с Запада - Варлаам, который стал​ утверждать, что познать Бога невозможно. Возможно лишь символическое видение Бога. В этой жизни видеть Бога невозможно, но только после смерти.​ И на Фаворе явился апостолам не божественный свет, а​ ​ естественный солнечный.​ Также и на Афоне монахи-исихасты видят естественный свет.​ Это начало протестантизма, вот по какому пути могла пойти ​ Православная Церковь.​ Григорий Палама объясняет, что люди по благодати причастны Самому Богу и способны к движению вместе с Ним. Как ветка, попавшая в ручей, которая энергией потока движется к одной с ним цели, по ходу сама меняясь от пребывания в воде. Поэтому​ не только наша душа, но и тело должно быть способно к восприятию благодати и к совершенно иным отношениям с Богом, чем было когда-то, до получения даров Святого Духа. И благодать можно даже видеть".​

"Во времена преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского была распространена ересь жидовствующих, - продолжил архипастырь. - Точно так же хотели все из храма убрать, никаких икон, мощей и святых. Так протестанты сделали на Западе. Была попытка направить Константинопольскую Церковь по этому пути. Раз нет благодати (божественного света), то зачем ходить в храм, поклоны бить, посты соблюдать, тогда ничего не надо делать, просто веровать и все. Достаточно веры - и спасешься. Россия не пошла по такому пути, устояла в православии. Святителю Григорию выпала честь отстоять на Константинопольском Соборе в 1341 году учение о Фаворском свете. В Константинополе специально был собран Собор, потому что эта ересь быстро распространялась, захватывала все, и он смело отстоял истину, и после этой защиты православия на Соборе его поставили архиепископом Фессалонитским. Он немного лет там пробыл и скончался, когда ему было 63 года, но оставил после себя прекрасные сочинения и богословские учения".

"Мы должны помнить, что цель христианской жизни - стяжание благодати Святого Духа. Как его стяжать? Ходить в храм и причащаться, не сидеть дома. Если есть возможность стяжать благодать, надо стяжать. Если храм открыт - надо идти в него молиться. Это тоже благодать. Преподобный Серафим Саровский говорил: "Как лжицей черпайте благодать". Он сам испытал это на опыте. Если есть возможность совершить доброе дело - делайте, и тоже получите благодать. Мы должны все время стяжать благодать, в этом заключается обожение. Господь дает нам Свою энергию - благодать. По существу мы к Богу не прикоснемся, но Его энергии распространяются. Мы, верующие, прекрасно понимаем, что такое благодать и что такое грех. Никогда нельзя грех предпочитать благодати. "Вот я в храм не пойду, потому что меня куда-то пригласили на грех". Разве это мыслимо? Разве это правильная замена? Разве можно благодать на грех менять, пост нарушить? Нельзя. Мы должны все время об этом думать и особенно сейчас, во время Великого поста - время покаяния и исправления нашей греховной жизни, когда надо очистить сердце, чтобы благодать Божия изобильно излилась на нас. Душа живет только благодатью, больше ничем. Нельзя ее накормить ни телевизором, ни книгами, она живет только благодатью Божией. Если душа связана с Богом через благодать, она живет. И тогда нам смерть не страшна: душа выйдет из тела, ангелы поднимут, возьмут ее и понесут на небо, и она будет в благодати Святого Духа. А если душа мертвая, будут ад и геенна. Господь сказал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Об этом мы должны думать, и время, отпущенное нам для исправления и покаяния, не тратить на пустое. С грехами надо завязать раз и навсегда. Нет для нас грехов. Они только нас губят. А вот благодать надо стяжать, потому что перспектива здесь огромная - стать святым, помилованным Богом, спасенным. Это главная цель нашей жизни - спасти свою душу. Желаю вам молитвами святителя Григория Паламы трудиться в этом посту над стяжанием благодати Святого Духа. Как можете, чем можете черпайте больше и больше благодати. Она обязательно придет в сердце, очищенное от грехов. Желаю вам постом чаще причащаться, чтобы благодати Божией вам хватало по крайней мере на неделю. Если в воскресенье причаститесь, то на неделю вам должно ее хватать, а если станете молиться и совершать добрые дела - будет еще лучше", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
 
Храму была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского.

Верующим раздали иконки великомученика Георгия Победоносца "Чудо Георгия о змие".

Временный деревянный храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" возведен на участке, определенном под строительство​ храма великомученика Георгия Победоносца. Поклонный крест на этом месте был установлен в 2012 году. В жилом массиве новостроек с населением 200 тысяч человек пока нет ни одной церкви. Инициатива строительства принадлежит жителям Васильевского острова и Петроградской стороны, которые создали Георгиевскую общину.​ 

ИА "Вода живая",
30.03.24

Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на Васильевском острове

199397, Санкт-Петербург, Василеостровский район, участок 2 (юго-восточнее дома 3, корпус 2, литера 2, литера А по Мичманской улице