Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, настоятель иерей Феодор Кузнецов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Среди молящихся были преподаватели и курсанты Военно-медицинской академии.
"Каждое воскресенье мы собираемся в храме, чтобы еще раз вызвать в памяти события, связанные с Воскресением Христовым, потому что на этом зиждется наша вера: если Воскресение есть, то наша вера истинна, - сказал владыка в проповеди. - Мы уповаем на Воскресение Христово, на истину, которая пришла к нам от апостолов. Господь по Воскресении являлся в течение сорока дней апостолам, уверяя их в Своем Воскресении. В последние два воскресенья, прошлое и сегодняшнее, мы читали о том, как Он явился им на Тивериадском море. Спаситель всегда беседовал с учениками, наставлял их. У него был Свой круг людей, но основной - Его близкие ученики. Были с Ним жены-мироносицы, были Лазарь, Марфа и Мария - небольшой круг. Всем Он давал наставления и откровения, как правильно жить и спасаться. Христос хотел, чтобы ученики видели Его жизнь, чудеса, запомнили Его учение и потом пронесли по всему миру. И на этот раз, когда они собрались на Тивериадском море, Господь покормил их и неожиданно обратился к апостолу Петру: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?" (Ин. 21:15). Мы помним, что Петр трижды отрекся от Христа. Чтобы вернуться к Нему, нужно было трижды засвидетельствовать перед другими учениками, что он действительно верит в Него и любит Его. И апостол засвидетельствовал, он сказал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Ин. 21:15). Но было искушение, на свои силы понадеялся, какая-то женщина подошла и заставила его отречься. Христос простил ему все и показал, что и нам всем прощает грехи, если мы будем каяться в них, исповедоваться и затем доказывать верность Богу. Апостол Петр почувствовал облегчение, понял, что прощен. Они идут дальше, за ними шел Иоанн Богослов. И когда Господь открыл Петру его судьбу, какой смертью он завершит свой путь: "Когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь" (Ин. 21:18). Петр поинтересовался: а что будет с Иоанном Богословом, еще юношей, который идет за ними. Иисус сказал: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною" (Ин. 21:22). Это важно для нас. Католики неправильно восприняли, что Петр главный из учеников. Но он не был главой, просто был старшим, а не командовал остальными апостолами. Господь такую власть ему не давал, Он Своими словами показывает: жизнь Иоанна принадлежит Ему, Божественному Учителю, Он распоряжается ею. Может быть, Иоанн до конца Второго пришествия будет жить, может, в другое время умрет.
"Апостольские Православные Церкви живут соборно, ни одна другой не командует, - продолжил архипастырь. - Константинополь пытается вмешиваться в дела нашей Церкви, отрывает Украину. Это результат папизма. Они считают, что Константинополь во главе. Нет, это первенство по чести, но не по власти. Власть одинаковая у всех, никто никому не подчиняется. Каждая Церковь самостоятельная, то есть автокефальная. Господь показал нам на примере Своих учеников Иоанна и Петра, что не может быть вмешательства ни в какие другие апостольские дела. Петр никогда не был в Эфесе, а Иоанн никогда не был в Риме. Христос судил Петру идти с проповедью в Рим, где он и скончался в 67 году при Нероне. Иоанн Богослов пережил всех апостолов, умер последним в конце столетия и написал все послания от имени Христа. Это показывает, что в Церкви все должно быть соборным. Никто никем не командует. Все должны жить соборно, и всеми управляет Бог. Мы должны исполнять только Его святую волю, жить по воле Божией, тогда у нас все будет правильно".
"Поздравляю вас с праздником и желаю вам помощи Божией в трудах, особенно курсантам. Хорошо, что вы в храм ходите, вас начальствующие отпускают сюда. Надо иметь связь с Богом уже сейчас. Я всегда говорю мужчинам: если не хотите ходить в храм (ведь у нас большинство верующих - женщины), вам придется с Богом познакомиться на фронте. Никуда не денетесь. Лучше здесь начинайте знакомиться с Ним, иначе там придется знакомиться. Мужчины часто на передовой начинают веровать. Сейчас батюшки выезжают туда и причащают по сотни воинов. Когда это у нас в храме столько мужчин причащались? А на фронте десятки человек сразу крестят - вот что происходит, когда ты уже стоишь перед лицом Бога. Там ты по-настоящему верующий. Так вот, надо начинать веровать сейчас, бить поклоны, просить прощения у Господа, учить молитвы, читать Евангелие. И совмещать это с занятиями в академии, чтобы, воцерковляясь, становиться докторами верующим", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священномученика Михаила Союзова с житием.
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 45-летием настоятель был награжден серебряной медалью апостола Петра.
Епархиальные знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство были вручены Андрею и Лидии Григорьевым, которые воспитывают пятерых детей.
Верующим раздали Казанские иконки Божией Матери, отпечатанные с чудотворного списка XVI века, перед которым молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Храм святителя Николая на улице Лебедева был построен в 1911 году по проекту военного архитектора Николая Герле как "часовня-покойницкая" при анатомическом здании Императорской Военно-медицинской академии. После революции здание было национализировано. В 2001 году передано Церкви, в 2002-м возобновились богослужения. Здание включено в перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия.
ИА "Вода живая",
07.09.24