Сайт СПбПДА: паломники из СПбПДА посетили святые места в Кесарии Каппадокийской

Паломники из СПбПДА 15-16 апреля посетили места христианского наследия в скальной части современного турецкого города Кайсери, исторически известного как Кесария Каппадокийская.
Сайт СПбПДА: паломники из СПбПДА посетили святые места в Кесарии Каппадокийской

15-16 апреля паломники из Санкт-Петербургской православной духовной академии посетили места христианского наследия в скальной части современного турецкого города Кайсери, исторически известного как Кесария Каппадокийская.

Каппадокия обладает уникальным природным ландшафтом и большим культурным наследием, что придает особый колорит местным поселениям, впитавшим в себя наследие старины и современные технологические решения.

Утром 15 апреля группа направилась на место жизни и подвигов святого праведного Иоанна Русского, расположенное в скальной местности города Угрюп. Экскурсовод рассказал о событиях из жизни святого, который во время русско-турецкой войны 1710-1713 гг., в Прутском походе, попал в плен к союзникам турок татарам. Святой Иоанн был продан в рабство начальнику турецкой кавалерии. Из любви к Богу и православной вере Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству. Множество чудес совершилось по его молитвам. Скончался святой в возрасте 50-ти лет. Паломники совершили молебное пение в пещерном помещении, которое было местом постоянного жительства, трудов и подвигов святого.

Далее делегация отправились к местам подвижнического жития преподобного Симеона Столпника. Добирались туда через Розовую долину Дервент, в которой практиковалось индивидуальное монашество, и где в период жизни святителя Василия Великого стали появляются первые общежительные монастыри. Прославленный святитель написал для них устав-каноник, который используется в некоторых обителях и в наши дни. Сейчас в долине Дервент нет церквей, фресок и монастырей в пещерах, но есть удивительные по красоте скальные образования, которые появились здесь в результате воздействия на вулканическую породу природных факторов. По прибытии группы к месту жительства преподобного Симеона Столпника, основоположника такой формы аскезы как столпничество, академический хор исполнил под удивленные взоры местных продавцов и многих приезжих туристов тропарь, кондак и величание святому. Малоизвестен тот факт, что именно по совету преподобного Симеона император Маркиан в 451 году созвал в Халкидоне IV Вселенский собор, который осудил монофизитское учение. Именно в этих местах проходили богословские беседы III-IV веков.

После этого паломническая группа духовной академии посетила музей на открытом воздухе в городе Гёреме. Это место сыграло важнейшую роль в развитии христианства и внесено в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь находятся многочисленные скальные монастырские трапезные, келии, гробницы и церкви, восхищающие приезжих своими архитектурными и иконографическими особенностями. На территории музея можно наблюдать развитие церковной и монастырской архитектуры с VII по XII века. Группа посетила местные церкви: Кылычлар, Йыланды, святого Онуфрия, Чакырлы, Эль Назар, Эльмалы. Таких скальных церквей в Каппадокии имеется более тысячи. Особое внимание паломников привлекла церковь Каранлык (Темная). Фрески этой церкви хорошо сохранили яркие цвета, благодаря отсутствию в ней освещения.

Стоит сказать о том, что посещение храмов Каппадокии предоставляет паломникам уникальную возможность увидеть своими глазами развитие и изменение иконографического убранства храмов. В период, когда Церковь одержала окончательную победу над иконоборчеством, было принято расписывать храмы по принципу повествования о библейских событиях. Но по прошествии недолгого времени иконописцами делаются попытки осмыслить иконографическую программу в соответствии с богослужением. Все церкви Каппадокии отражают переходный период от одного стиля планировки к другому.

Обед для участников паломничества проходил в подземном ресторане. Начавшийся после обеда проливной дождь, характерный для этой местности, несколько изменил план третьего дня пребывания в Каппадокии, и группа отправилась в гостиницу. После ужина паломники имели возможность прогуляться по живописным кварталам древнего города Ургюп.

Рано утром второго дня пребывания в Каппадокии делегация из Петербурга направилась в так называемый подземный город в местечке Деринкую, что в переводе на русский означает "Глубокая яма". Данная область Каппадокии знаменита своими уникальными подземельями, а место посещение группы СПбПДА не имеет аналогов во всем мире. Этот подземный город образовался ещё в дохристианское время, когда люди копали в скалах пещеры, чтобы укрыться от частых нашествий врагов. В мирное время эти подземные убежища расширялись и из них образовались целые города. Они поддерживались в постоянной готовности принять жителей в случае опасности. Паломники осмотрели древние захоронения подземелья, его вентиляционные шахты, колодцы и миссионерскую школу. На глубине 70 метров находится Крестовая сводистая церковь, возникновение которой относится к III веку, периоду, когда христиане вынуждены были скрываться от гонений римского императора Марка Аврелия. Ходы в подземном городе в некоторых местах настолько узкие и низкие, что приходится передвигаться на корточках. Самая глубокая галерея города находится на глубине 130 метров. По дороге в Деринкую из окон автобуса можно было наблюдать величественную крепость воинственной цивилизации хеттов в местечке Учхисар.

Затем группа направилась в живописный каньон города Ихлар. По каньону Ихлара протекает речка Мелендиз, вдоль которой растут тополя и ивы. В древности эта река называлась "Потамус Кападукус", что переводится как река Каппадокии. Протяженность её, как и самого каньона, составляет 14 километров. Высота ущелья местами достигает 150 метров. Вдоль каньона, по правую и левую стороны, в скалах находится бессчетное количество бывших монастырских церквей, келий и кладбищ, некоторые из которых связаны друг с другом туннелями. Благодаря геоморфологическим особенностям ущелья Ихлары для отшельников и монахов образовались удобные места для уединения и молитвы. Со времени святителя Василия Великого здесь, как и в долине Дервент, образовались многочисленные монастыри. Были здесь и свои огласительные школы. Росписи местных церквей датируются VI-XIII веками. В наши дни по причине землетрясений многие храмы, находящиеся в каньоне, частично или полностью разрушились.

Спустившись на дно каньона, представители духовной академии посетили церкви Эгриташ, Агачалты, Сюмбюлл и другие. Особую ценность представляют церкви Йыланды (Змеиная) и Кыркдамалты (Святого Георгия). Первая датируется IX веком и является одной из самых интересных в регионе по тематике фресок, а вторая была построена в конце XIII века и считается самой высокой в регионе. Помимо евангельских сюжетов в Змеиной церкви изображен змей, который жалит четырёх женщин, впавших в разные грехи, а в церкви святого Георгия особое внимание привлекает изображение сельджукского султана Месуда II. По пути следования по каньону во всех посещаемых храмах епископ Петергофский Амвросий, преподаватели и студенты духовной академии совершали молебные пения.

После обеда в программе паломнической группы значилось посещение церкви Кызыл (Красная). Она посвящена одному из самых известных святителей христианства - святому Григорию Назианзину. Фундамент храма относится ко временам Юстиниана, а основная часть его построена в правление Иоанна II Комнина. Сейчас она находится в ведении ЮНЕСКО, ведутся восстановительные работы. Во время совершения молебна в храме участниками группы пошел проливной дождь, перешедший в град, который окончился сразу же после окончания молебного пения. Последним храмом, который должна была посетить делегация в этот день, значился храм святых равноапостольных Константина и Елены в городе Мустафапаша. Он был построен в 1729 году вместо скальной церкви, посвященной тем же святым. Сейчас храм не является действующим.

В завершение второго дня ознакомления со скальной частью древней Каппадокии было решено посетить комплекс монастырских построек VI века, в котором находятся храмы св. Иоанна Богослова, св. Стефана, свт. Николая, св. Иоанна Крестителя и св. Варвары.

17 апреля участники паломничества совершат длительный переезд в Анталию, с заездом по пути следования в города, упоминаемые в Деяниях святых апостолов - Иконию, Дервию, Листру.


Фото: Кирилл Дашевский