К 50-летию со дня рождения и 25-летию служения протоиерея Святослава Мельника

В марте 2015 года настоятель кронштадтского Собора Владимирской иконы Божией Матери митрофорный протоиерей Святослав Мельник принимает поздравления сразу с тремя знаменательными датами. 3 марта исполнилось 25 лет его священства. 9 марта прошло ровно 135 лет со дня освящения Владимирского собора, который отец Святослав с Божией помощью и поддержкой кронштадтцев поднял из руин, где служит уже 16 лет и настоятелем которого является. А 10 марта у батюшки юбилей. 
  
Духовный лидер, защитник и наставник

К 50-летию со дня рождения и 25-летию служения протоиерея Святослава Мельника
Появление и служение в Кронштадте отца Святослава Мельника, отзывы о нём из уст прихожан и священников; судьбы людей, пришедших его молитвами к Богу; восстановление и открытие храмов, случившиеся в городе с приходом батюшки, - всё подкрепляет мысль о том, что Кронштадт православный 16 лет назад обрёл нечто большее, чем просто молодого, энергичного, ратующего за распространение веры Христовой священника. Православное сообщество города обрело своего духовного лидера, защитника и наставника. А он, в свою очередь, нашёл здесь своё предназначение, своё место, свой Храм. Любовь оказалась взаимной. И все мы имеем счастье от неё питаться. 

Он способен позвать за собой без слов. Он может укрепить сомневающегося без назидания и устыдить оступившегося без высокомерия. Скольких людей привёл к Богу отец Святослав, известно только Создателю! Каждый из них был испуганным новичком в Храме, ощущающим своё ничтожество и невежество - отец Святослав мягко и бережно учил снова любить себя, искать подобие Божие в себе новом, раскаявшемся, чистом… Лучистый взгляд, добрая улыбка, звонкий и сразу узнаваемый голос, мощно летящий на литургии под купол Храма. Ласковое слово у него есть для каждого. Именно его наполненное любовью "Мир всем!" греет душу и возвращает надежду на... этот самый мир, который мы стремимся создать внутри и вокруг себя. 

Вера была дана с молоком матери

- Расскажите, в какой семье вы родились, кто ваши родители.
- Родился на Украине, в селе Великие Цепцевичи, в семье глубоко верующих людей. Папа, Виктор Ефимович, был помощником церковного старосты. Мама, Софья Павловна, - очень набожная женщина. Не помню такого дня, когда мама не молилась. Она не пропустила ни одной воскресной службы. 
В этой семье росло шестеро детей. Один сын погиб в детстве. Четверо стали священниками. Единственная дочь Лидия преподаёт ветеринарию. 
- Что было в вас всех такое заложено родителями, что вы и трое старших братьев выбрали путь служения Богу? 
- Веру в Бога мы все впитали с молоком матери. Ходили всей семьёй в храм. Храм Покрова Божией Матери в Великих Цепцевичах - моя первая церковь. В родном селе наша семья была камнем преткновения для власти. К нам всегда было особое отношение, и даже мы, дети, это чувствовали. В детстве меня дразнили: "Вон святой идёт! Святой!" Советские времена!.. Как все я умудрился побыть и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем. Меня не спрашивали - выдали билет 
и всё… Папа никогда не скрывал, что хотел бы, чтобы хоть один из нас посвятил себя служению Господу - в итоге все четверо стали священниками: отец Виктор, отец Анатолий, отец Павел… 
- И отец Святослав. В какой момент вы поняли, что хотите стать священником?
- Желание посвятить свою жизнь Богу возникло ещё в детстве. А вот путь оказался долгим… Папа всегда был за то, чтобы у каждого из нас было  светское образование. Поэтому, окончив 8 классов, я поступил в Ветеринарный государственный техникум в городе Млынов. Уехал из дома, хлебнул жизни. Домой приезжал только на праздники и летом. 
- Будучи далеко от дома, вы продолжали посещать храм?
- Нет, пока учился, в храм не ходил, его в Млынове просто не было. Стоял заколоченным. Только в 1986-м там начались службы. Но я в этом году уже отправился в Ленинград поступать в семинарию, окончив к тому времени техникум и отслужив два года в армии. 

Тайный смысл телеграммы

- В советские времена сколько смелости надо было иметь, чтобы выбрать судьбу священника... Вы сталкивались с противодействием властей? 
- Да, были попытки мне помешать. Я уехал подавать документы в семинарию, а домой к отцу пришли милиционеры - меня искали, мол, что-то натворил... Обычно в те годы практика была такова: человека задерживали на тот период, пока идёт приём документов, чтобы он не смог сдать экзамены и ещё год ждал следующего набора: авось, за год одумается. Но я вовремя уехал - Господь потихоньку всё управил… 
На собеседовании очень волновался. Когда перед тобой сидят 8-9 священников и спрашивают, откуда пришёл, для чего пришёл, чувствуешь себя полным нулём, минусом даже. Ведь как считается: в семинарию не поступают, туда берут или не берут. Я два раза списки зачисленных проверял и не нашёл себя. И только на третий раз обнаружил, когда уже брат мой, отец Павел, в то время учившийся на две ступени выше, сообщил мне эту радостную весть. Так в 1986 году я поступил в семинарию. 
Возвращаясь к вопросу о слежке со стороны органов: в нашей семье придумали одну хитрость. Как только очередной брат присылает домой телеграмму: "Доехал. У меня всё хорошо", это означало: "Я поступил в семинарию". Родители были в курсе. Я тоже такую домой отправил. 

Прошёл школу Николо-Богоявленского собора

В 1989 году Святослав Мельник обвенчался со студенткой регентского класса Натальей и был рукоположен в диаконы,  в 1990-м - в священники. И стал служить в Николо-Богоявленском морском соборе - уникальном месте на православной карте Санкт-Петербурга. Храм, который никогда не закрывался, службы в котором не прекращались даже в блокаду, наполнен Божией благодатью, и в сообществе священнослужителей считается отличной кузницей кадров. Настоятелем храма с 1987 года и по сей день служит протоирей Богдан Сойко. Отец Святослав был при нём восемь лет - до своего назначения в Кронштадт - и вспоминает это время как серьёзнейшую школу. 
- Николо-Богоявленский собор дал мне всё, что я умею и знаю. Там все теоретические знания я стал осваивать на практике. Я иногда смотрю на молодых священников, которых только что рукоположили и сразу отправили на приход - они в своём соку варятся и многого не знают, а спросить не у кого. Меня Бог миловал и послал мне отца Богдана Сойко. Настоятель Николо-Богоявленского храма был нам всем как настоящий отец. Благодаря ему мы чувствовали себя защищёнными. Мы были как семья. Многие дружат до сих пор.
- Расскажите, какими были ваши первые прихожане. Известно, что в 1990-е Россия пережила бум интереса к православию, люди потянулись в храмы. Чем-то они отличались от нынешних? 
- В 1990-е людей в храмах было очень много. За свою первую исповедь я принял около 600 человек, потом ко мне на помощь подоспели ещё два священника, но начинал-то я один. В те времена вера для людей была чем-то сокровенным. Они относились к вере очень благоговейно. Сейчас люди приходят в храм чаще всего с неким предубеждением: переубедите меня, докажите мне… Но истина в том, что, когда они начинают молиться, то становятся такими же, как наши вечные русские бабушки в белых платочках, которые, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, спасут Россию. 

Прихожане, по словам отца Святослава, это те, кто что-то уже пережил. Остальных наш батюшка любя и в шутку называет "захожанами", "прохожанами", "мимохожанами". При этом никого из церкви не выгонит, рад каждому... 

За 16 лет в Кронштадте…

- Как получилось, что вы оказались в Кронштадте? В каком состоянии встретил вас Владимирский собор? 
- В 1998 году я был ключарём кафедрального Николо-Богоявленского морского собора. И приходит мне послание из епархии, чтобы я явился, взял указ и ехал в Кронштадт. До этого в Кронштадте ни разу не был. То, что увидел здесь, был страх и ужас! Владимирский собор стоял не то что без крестов - без главок, без окон, без дверей. Руины. Правда, восстановление уже началось благодаря бывшему до меня священнику - отцу Владиславу. Службы же шли в домовом храме. Помню, первую Литургию отслужил 4 декабря - на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. 

Сегодня кронштадтский собор Владимирской иконы Божией Матери сияет красотой. И не один он. Восстановлены часовни старицы Феодоры, матери Иоанна Кронштадтского, и старицы Параскевы Ковригиной на городском кладбище, реконструирована часовенка "Спас-на-Водах" у Ленинградских ворот, возрождён храм Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя, воссозданы Тихвинская часовня и Свято-Троицкая кладбищенская церковь, в красоте "большей, чем первозданная" засиял Николаевский Морской собор; а в скверике у дома на Посадской улице, где 53 года жил пастырь всея Руси, установлен прекрасный памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 
Отец Святослав с большей любовью говорит о том, что за 16 лет служения в Кронштадте ему удалось собрать свою паству. 

- Попав сюда, я впервые встретился с приходом, которого в Николо-Богоявленском соборе как такового не было. Храм в большом городе посещает очень много людей, большая часть которых постоянно меняется. Маленький же город накладывает свой отпечаток - люди здесь живут как одна семья. Это я почувствовал сразу. Я, конечно, против, чтобы люди привязывались к священнику, ведь он - лишь посредник между прихожанином и Богом. Но я понимаю, что некоторым людям так легче… 

Свой приход - свой подход

Отец Святослав - не формалист и не догматик. Кто был у него на исповеди - знает об этом своеобразном подходе. Батюшка не станет требовать полный список грехов. Из уважения к новичкам глянет в исписанный листок, а может и вовсе его порвать. "Ты скажи, что тебя в первую очередь сейчас беспокоит? Назови самый страшный свой грех" - вот вопрос священника, который многих ставит в тупик. И заставляет задуматься, не подходить к вере поверхностно, формально исполняя заведённый порядок. Батюшка не требует, не заставляет. Как тонкий психолог, он с Божией помощью просто отыскивает подход к душе каждого. Своей любовью направляя и вдохновляя вести внутреннюю работу над собой вдумчиво, качественно. И не спешить, положась на волю Господа. 
- Самая большая исповедь происходит не в храме, а дома, когда ты готовишься к исповеди. Почему я бабушек наших благословляю сразу же? Да потому что знаю: они уже исповедались - не мне, а всё уже Господу рассказали. 
Его проповеди - всегда разговор о том, что больше всего беспокоит. Легко перекидывая мостик между Священным Писанием и современными реалиями, батюшка обращает наше внимание на самое главное из происходящего вокруг. И при этом проповедь, читаемая перед большим количеством прихожан, незаметно переходит в диалог с каждым, кто внимательно слушает проповедующего. Отец Святослав старается быть максимально доступным. Он не стесняется шутить на амвоне, не боится вставить сленговое словечко. Но в то же время, говоря простым языком, он попадает прямо в душу... 
- Мне нравится вести диалог во время проповеди. И делаю я это не для себя и не для того, к кому обращаюсь, а для того, кто стоит рядом. И чувствую, что люди ждут этого... Я всегда говорю: будьте разумно верующими. Но быть верующим - это не только верить в Господа. Это ещё и доверять Богу! Доверяйте! 

Серафима БЕЛЕВИЧ 
Опубликовано в газете "Кронштадтский вестник"