Социальная очередь: новый формат взаимодействия с городом

Пребывание в Санкт-Петербурге мощей святителя Николая - событие городской важности. Тысячи людей пришли приложиться к святыне в Александро-Невскую лавру. Максимальное время ожидания в очереди приблизилось к московскому и составило девять часов. Но в городе немало людей, которым многочасовое стояние не под силу, а помощь святителя очень нужна. Для них была организована социальная очередь. Как она функционировала, какие были сложности, какие вопросы удалось решить - рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" ответственный секретарь епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Андрей Ярош. По его словам, практически все приходы привезли окормляемых инвалидов. Благодаря хлопотам председателя ОЦБСС протоиерея Николая Брындина для желающих приложиться к мощам людей с ограниченными возможностями появилась услуга социального такси. 

"Мощи стали доступны для всех категорий граждан. Раньше это не удавалось сделать никогда, - отметил Андрей. - Правильная организация позволила всем желающим, страждущим приехать. Были организованы автобусы от районов - помогали главы администраций. Благодаря социальному такси смогли приложиться к мощам одиночные паломники, даже годами не выходившие из дома, и для них это был праздник.

Большое спасибо председателю комитета по социальной политике Александру Ржаненкову. Служба социального такси была организована в рамках городского бюджета, никаких ограничений по количеству обслуживаемых пассажиров не было. Идут переговоры о том, чтобы поездка в храм была в перечне услуг социального такси. Уже есть договоренность, что для поездки на значимые богослужения, например, патриаршие службы, льготные категории граждан смогут воспользоваться этой услугой".

На вопрос, что влияет на скорость продвижения паломников в социальной очереди - как известно, 25 июля люди стояли в ней 4,5 часа, - собеседник объяснил, что поскольку добавились категории людей, имеющих право на социальную очередь, число их в последние дни пребывания мощей значительно увеличилось и возникали задержки. 

"Приезжает автобус колясочников, 150 человек, - сказал он. - Их разделяют на группы по 20 человек. Паломников с ограниченными возможностями надо высадить из автобуса, транспортировать до собора, поднять на паперть, ввезти внутрь. Не всегда это получалось быстро. ОЦБСС и отдел по делам молодежи для работы в социальной очереди присылали подготовленных людей, прошедших инструктаж. Мы старались оптимизировать процесс, но не всегда это получалось".

На вопрос, в чем состоял дополнительный инструктаж добровольцев в социальной очереди, Андрей ответил, что там необходимо проявлять внимание к каждому человеку. 

"Нужно постоянно следить: людям, особенно пожилым, может стать плохо, они могут захотеть пить, в туалет. Необходимо постоянно мониторить ситуацию и знать, что делать в тех или иных случаях. Комитет по социальной политике предоставил несколько колясок: если человек совершенно обессилел, его подвозили к святыне.

Объясняли добровольцам, что при сопровождении паломников надо идти медленно, чтобы не заставлять их бежать. Самих добровольцев должно быть больше, чем в обычной очереди. Конечно, уделяли внимание моральному состоянию очереди: время приложения к святыне - от полутора до двух секунд, паломник должен подготовиться к этому моменту, на это его должно настроить чтение молитв, пение, катехизаторские беседы. Время ожидания дается для того, чтобы человек осознанно подходил к мощам. Если кто-то хочет приложиться без очереди - пожалуйста: в нашем городе во многих храмах есть частицы мощей святителя Николая".
 
Группы приезжали обычно организованно, предупредив об этом сотрудников отдела (при координационном центре по работе с инвалидами работает колл-центр). Списки относили в штаб по принесению мощей, где их визировали и оповещали все охранные структуры о том, что приедет автобус. Одна группа приехала спонтанно, но ситуацию удалось "разрулить", никаких накладок это не вызвало.

Приезжали к мощам и воспитанники детских соцучреждений. Детей без ограничений по здоровью - а они не имеют права на социальную очередь - привозили рано утром, чтобы они стояли недолго.

"Главное, что у нас благодаря этому событию - спасибо святителю Николаю! - наладилась коммуникация с органами власти, и никто нам не отказал, - отметил сотрудник ОЦБСС. - Наработаны схемы взаимодействия со службой социального такси, с районными администрациями, центрами социального обслуживания".

ИА "Вода живая",
27.07.17