Протоиерей Александр Дягилев выступил в Москве на заседании по защите семьи

Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев принял участие в заседании рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей общественного совета при уполномоченном по правам ребенка при президенте РФ "Об актуальных вопросах роста детской агрессии в школе и обществе", которое состоялось 24 октября в здании Общественной палаты РФ.
Протоиерей Александр Дягилев выступил в Москве на заседании по защите семьи

Большое внимание было уделено событиям, произошедшим 17 октября в Керчи, когда, по официальным данным, в результате взрыва и стрельбы в политехническом колледже погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения, пострадали 76 человек. Главным подозреваемым в совершении данного деяния является Владислав Росляков, о котором известно, что он рос в неполной семье: отец с матерью развелись, когда он был еще маленьким.

На это обратил внимание в своем докладе протоиерей Александр Дягилев, указывая, что конфликты и развод в родительской семье часто провоцирует агрессивное поведение у детей в будущем, поскольку выросший в атмосфере агрессии ребенок подсознательно воспринимает такое поведение как норму, и это начинает проявляться во взрослом возрасте, когда он сталкивается с жизненными сложностями.

В ходе заседания рабочей группы было отмечено, что в интернете, в молодежной среде можно теперь встретить даже восторженно-одобрительные отзывы относительно деяния Владислава. Также вызывает озабоченность тот факт, что некоторые популярные молодежные исполнители в своих песнях и видеоклипах поддерживают такой тип поведения. В частности, участникам рабочей группы был представлен клип под названием "Последний звонок", который вышел еще до трагедии в Керчи, но фактически воспроизводит именно то, что произошло там, - как текст песни, так и видеоряд.

Протоиерей Александр Дягилев обратил внимание на то, что агрессивное поведение всегда является косвенным способом выражения эмоций - чаще всего это эмоции гнева, страха, обиды и усталости. Соответственно, обучение как детей, так и родителей умению осознавать свои чувства и правильно их выражать в значительной степени может снизить количество подобных случаев. Обучение работе с собственными эмоциями является основой курсов, которые реализуются в Санкт-Петербурге комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства в рамках проектов "Супружеские встречи" и "Школа для родителей и воспитателей".

На последний проект отец Александр обратил особое внимание, поскольку он предназначен не только для родителей, но и для педагогов.

"Мой опыт общения с педагогами показал, что многие из них испытывают большие проблемы с осознанием и выражением собственных эмоций, поэтому им тяжело найти общий язык с ребенком, понять, что с ним происходит, особенно когда ребенок растет в сложной семье и у него накопилось много неприятных чувств, которые он тоже не умеет выражать, как, впрочем, и его родители", - сказал отец Александр.

Он подчеркнул, что сфера профилактики случаев, подобных трагедии в Керчи, находится именно в работе с эмоциями - как педагогов, так и родителей и детей. Отец Александр добавил, что, к сожалению, невозможно просчитать эффективность профилактических мероприятий, но ни один здравомыслящий человек не будет отрицать их необходимость. Очень важна государственная поддержка профилактических проектов.

Отец Александр показал участникам рабочей группы надпись, которую он сфотографировал в одном школьном классе. Надпись была оставлена на доске девочкой, которую все считают очень скромной и прилично учащейся: "Цель: убить всех учителей и не ходить в школу". Отец Александр сказал, что подобные слова слышал и от других детей, в том числе и от своих собственных. Это не значит, что ребенок пойдет расстреливать своих одноклассников или учителей, но подобные надписи и заявления - все равно показатель того, что наша система образования порождает агрессию в учениках. Одна из причин агрессивного поведения - перегруженность детей, вызывающая крайнюю степень утомления, и деятелям системы образования следует задуматься над этим.

ИА "Вода живая",
24.10.18