Онлайн-конференция "Национальное государство и новые формы транснационального религиозного сознания", организованная Международным центром изучения Евразии в Париже, прошла 25 февраля. Рассматривались проблемы сект и новых религиозных движений (НРД). В форуме принял участие председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин.
Директор Центра изучения Евразии Антон Козлов коснулся феномена новых религиозных движений, которые в последние пятьдесят лет получили большое распространение во многих государствах мира. Некоторые организации преследуют чисто религиозные цели. Часто такие организации представляют опасность для общества, так как призывают к суицидам, насилию или агрессивному поведению в обществе (яркий пример - секта последователей Чарлза Мэнсона в США).
Выступление профессора-социолога Александра Артамонова было посвящено проникновению сторонников идеологии "Исламского государства" во Францию и распространению исламского фундаментализма во французском иммигрантском сообществе. В настоящее время до 36% граждан Франции - потомки мигрантов. Процесс интеграции мигрантов во французское общество идет медленно и неудовлетворительно. Многие мигранты являются последователями исламистских радикальных движений. В 2015-2017 годах наибольшую опасность для французского общества представляла деятельность сторонников террористической организации "Исламское государство" (ИГ). Об этом свидетельствуют расстрел редакции газеты Charlie Hebdo и теракты в Ницце в 2015-2016 годах.
Доклад религиоведа Франсуа Сен-Бонне, профессора Парижского университета-2 и Католического института в Вандее, был посвящен отсутствию определения сект во французском законодательстве. В то же время, по его мнению, существует определенные признаки, по которым можно отличить секту от религии. Во-первых, сектанты призывают своих адептов прекратить отношения с близкими и с семьей. Во-вторых, в секте существует культ духовного лидера или гуру. В-третьих, в сектантских сообществах распространены сексуальные отношения проповедников с адептами, в том числе несовершеннолетними. В-четвертых, на члена секты накладываются определенные финансовые обязательства. Все эти признаки противоречат правам человека и законодательству.
Российский психиатр Дмитрий Ферапонтов выступил с докладом "Психологические аспекты деятельности деструктивных религиозных культов". По его мнению, в России становится актуальной психологическая реабилитация жертв тоталитарных сект. Он выделил ряд психотипов, уязвимых для пропаганды сектантов: люди с психическими расстройствами; незрелые личности; люди, попавшие в трудную психологическую ситуацию (психологическая травма). Однако только 50 процентов граждан, попадающих в секты, характеризуются психическими расстройствами. В качестве последствий пребывания в секте он выделил депрессию, тревожные и фобические расстройства, чувство вины, чувство изоляции. Долговременное пребывание в секте может привести к шизофрении. В качестве профилактики сектантства докладчик предложил информирование о вредоносной сущности сект, психологическое образование, борьбу с одиночеством.
Доклад эксперта Европейского центра исследований и информации по культам и сектам Александра Дворкина был посвящен ситуации с сектами и новыми религиозными движениями в России. 1990-е годы стали расцветом сект и НРД в России. Если в коммунистические времена все религиозные объединения считались врагами, то после 1991 года все культы стали дружественными, а некоторые НРД - в частности, "Аум Синрике" и "Белое братство", получили доступ к телевидению. Секты в тот период отличались большой численностью: например, последователи культа Анастасии или виссарионовцы по количеству адептов могли соревноваться с традиционными религиозными организациями. Кроме того, в России стали вести проповедь зарубежные гуру - например, Секо Асахара из "Аум Синрике". В то же время лидер "Братства Шамбалы" Константин Руднев распространил свою деятельность вплоть до Латинской Америки. Часть сект, процветавших в 1990-е, маргинализировались или вовсе сошли со сцены, но другие, например, неоязычники или кришнаиты, ведут активную работу. Часто проповедь переносится с улиц в интернет: собрания сектантов проводятся виртуально, некоторые гуру вещают на российскую аудиторию из-за границы. Новый закон о религиозных организациях резко ограничивает деятельность сект. В РФ была запрещена деятельность "Свидетелей Иеговы" (их численность в нашей стране на пике достигала 170 тыс человек). В Санкт-Петербурге готовится процесс против сайентологов.
Эксперт Европейского центра исследований и информации по культам и сектам и декан факультета криминологии университета в Саленто Луиджи Корвалья выступил с докладом "От лицемерия к геополитике. Либеральные аргументы апологетов культов". По его мнению, недопустимо, чтобы в состав Американской ассоциации религиозной свободы входили представители Церкви сайентологии. Сайентологи позиционируют себя как некоммерческую организацию, но получают миллионные прибыли. Они, как и представители китайской секты "Фалуньгун" и Церкви Муна, создали в США собственные медиа-империи.
Деструктивную деятельность сайентологов прокомментировал в своем докладе журналист из Канады, эксперт в сфере тоталитарных сект Джерри Армстронг. Он упомянул о том, что ФБР и Минюст США в свое время считали сайентологов опасной организацией, однако в 1980-е началось сотрудничество американского правительства с сайентологами. В 1993 году было признано право этого нового религиозного движения не платить налоги. В немалой степени это объяснялось тем, что за рубежом сайентологи стали выполнять задачи американской внешней политики. Вскоре была введена должность посла Госдепартамента США по вопросам религиозных свобод. Лицемерие правительства США, по мнению журналиста, заключается в том, что, следя за соблюдением религиозных свобод в других странах, оно не замечает их ущемления на родине.
Доклад профессора МДА Серафима Петровского был посвящен появившейся в Китае, но действующей в настоящее врем по всему миру секте "Фалуньгун". Это, наверное, самая большая секта в мире, так как у нее около 100 миллионов последователей. Запрет на деятельность секты в КНР последовал в 1999 году, ее духовный лидер Ли Хунчжи эмигрировал в США, где проживает до сих пор. Секта проповедует синкретическую доктрину, в которой сочетаются элементы буддизма и даосизма. Однако главным в ее деятельности является культ Ли Хунчжи, который считает себя воплощением Будды.
Прозвучали также доклады профессора МДА Семена Ерышева "О религиозной ситуации на Тайване", профессора Католического института Вандеи Рафаэль Оклер "Орден Солнечного Храма, или Ностальгия рыцарей без крестовых походов", профессора Политехнической школы в Париже Бассама Тахана "Шиитский полумесяц", религиоведа и депутата Европарламента Шарля де Мейера "Последствия "Арабской весны" для общин христиан на Ближнем Востоке".
Участники конференции отмечали деструктивный характер многих сектантских организаций, а также то, что нередко секты становятся эффективным инструментом для решения политических задач и противостояния действующей власти. Подобная ситуация открывает еще одно политическое измерение в изучении сектанства и способов противодействия этому явлению.
ИА "Вода живая",
25.02.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы