Прошла программа "Семейный диалог о психических потребностях"

Bыездная программа епархиального центра православного объединения "Супружеские встречи" "Семейный диалог о психических потребностях" прошла 26-28 ноября в гостинице "Натали" в Пушкине. Программа предназначена для супружеских пар, которые ранее участвовали в основной программе "Супружеских встреч".  
Прошла программа "Семейный диалог о психических потребностях"

В ней приняли участие 16 пар - 32 человека, главным священником выезда был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев. Кроме того, отец Александр с супругой Любовью Дягилевой были одной из ведущих пар. Бо́льшую часть участников и ведущих составили православные семьи, были также представители Церкви Евангельских христиан-баптистов и Римско-Католической Церкви. 

Божественная литургия для православных участников была отслужена в храме-часовне благоверного князя Игоря Черниговского.

В проповеди отец Александр обратил внимание на то, что на программах выезда "Семейный диалог" много говорится о чувствах, о том, как научиться их правильно выражать, но не говорится о том, откуда они берутся. Чувства - реакция сигнальной системы на то, насколько удовлетворены здесь и сейчас телесные и душевные потребности человека. 

Касаясь евангельского чтения - притчи о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), отец Александр отметил, что, возможно, и священник, и левит, проходя мимо избитого бедняги, посочувствовали ему или испытали ужас, но этого явно недостаточно - это не то, чего ждет от нас Бог. В Евангелии сказано: "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 35-36, 40). Это значит, что нужно не просто посочувствовать, а проявить деятельную любовь, чтобы удовлетворить потребности тела в еде, воде, крыше над головой, а также потребности души в безопасности, уважении, достижении, принадлежности, в том, чтобы любить и быть любимым. Именно так поступил милосердный самарянин. Важно, что мы призваны проявлять любовь, прежде всего, в собственных семьях, но немало людей готовы возвещать о Христе, о любви кому угодно, кроме близких. Это неправильно: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8).

Отец Александр обратил внимание еще на один важный аспект евангельского чтения. Самаряне для иудеев, как известно, были еретиками - верующими в того же Бога, но как-то иначе, придерживающимися другой традиции, другого календаря, избравшими другое место для поклонения. И отношение иудеев к самарянам, как и самарян к иудеям, порою было хуже, чем к язычникам. С язычниками хоть как-то общались, торговали, а с самарянами - даже не разговаривали. Но само слово "еретик" по-гречески изначально означает "мыслящий иначе", и во времена апостолов оно не воспринималось так уж негативно. Апостол Павел пишет "подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас" (1 Кор. 11:19). Ересь, таким образом, считалась просто разномыслием. Но в более позднюю эпоху, когда появились гностические псевдохристианские секты, затем во времена Вселенских соборов ересь стала восприниматься как грех хуже убийства или воровства. В наши дни в православной среде принято называть еретиками всех инославных христиан. Но правильно ли это? В Первом каноническом послании святителя Василия Великого еретиками считаются те, кто "настолько отторгся и отчуждился в вере", что даже "и крещение их мы отметаем". Но при переходе католиков или традиционных протестантов, таких как баптисты, в православие их не перекрещивают, так что именование "еретики"в том значении, какое оно имело в эпоху святых отцов, когда принимались канонические правила, к ним применять некорректно. 

"Как видите, богослужение мы сегодня совершаем отдельно: мы - в этой часовне, баптисты - в гостинице, католическая пара сейчас находится в костеле здесь, недалеко, - сказал отец Александр. - Но никто не мешает нам потом собраться, чтобы обмениваться опытом и совместно участвовать в социальной работе, или в таких проектах, как "Супружеские встречи", где речь идет о помощи людям в выстраивании правильных отношений в семье. Когда мы готовились к этой программе, к нам обратились супружеские пары не из Православной Церкви, чтобы принять участие вместе с нами, и я сразу вспомнил именно тот отрывок из Евангелия, который мы сегодня читали - о милосердном самарянине. Это удивительно - я тогда еще не заглядывал в церковный календарь и не смотрел, какими будут чтения на этот день. Господь в сегодняшнем отрывке из Евангелия призывает нас не только не шарахаться от тех, кого мы считаем еретиками, но, напротив, внимательно наблюдать за тем, что и как они делают, а потом поступать так же (Лк. 10:37), а, может, даже еще и лучше, чем они. Пусть между нами лучше будет конкуренция относительно того, кто больше явит любви в этом мире, а не в том, кто больше народа к себе "перетащит". И в любом случае, если они просят нас о помощи, лучшее свидетельство о нашей вере - протянуть дружественную руку, пойти им навстречу и явить деятельную любовь, ибо "по тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35), а не потому лишь только, что мы исповедуем правильные догматы и совершаем правильные ритуалы".

ИА "Вода живая",
28.11.21