Прошла конференция по вопросам конфессиональных СМИ

Методы профилактики религиозного экстремизма и вопросы освещения общественно значимой информации в светских и конфессиональных СМИ обсудили на конференции в Доме журналиста 13 июня. В ней приняли участие сотрудники конфессиональных СМИ, PR-отделов конфессий, органов власти.

Встречу вел начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. Он отметил, что в условиях появления большого количества непроверенной информации роль конфессиональных СМИ возрастает. Они должны привлекать внимание к первоисточникам. В Смольном готовы информационно поддерживать значимые мероприятия конфессий.

Руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова подчеркнула, что Церковь как один из важнейших социальных институтов должна вырабатывать механизмы взаимодействия с внешней средой, отвечать на вызовы времени.


"Информационное поле вторгается в жизнь и нередко начинает управлять поведением человека. Говорить в таких условиях о значимых для личности смыслах с одной стороны - проще, так как медиа-инструментов больше, с другой - труднее, - сказала она. - Информационное пространство все больше влияет на общественное мнение, репутации компаний, публичных персон и общественных институтов. Нередко поводом для традиционных новостей становятся записи в соцсетях лидеров мнений, журналистов, политиков, деятелей культуры. Эту же тенденцию мы замечаем и в освещении событий в жизни Церкви. Соцсети стали основной платформой коммуникаций для молодежи и людей среднего возраста".

Одним из вызовов, в том числе для церковной информационной политики, спикер назвала фейк-новости и фейк-вбросы. Подобный контент активно создается и "тиражируется" в соцсетях, создает негативный фон восприятия религии, верующих, священнослужителей, акцентирует внимание на скандальных инфоповодах, искажает информацию. Правила информационной безопасности нарушаются не только пользователями соцсетей, но и СМИ, которые в погоне за сенсацией и скоростью публикации часто не проверяют информацию и не подтверждают ее у официального источника.


"Важно учить молодое поколение, которое основную информацию получает из интернета, по статистике проводя в нем ежедневно более трех часов в день. Важно воспитывать критическое мышление и логику, учить выбирать среди множества источников не только те, которые нравятся яркостью подачи информации, но и те, которым можно доверять. Желательно, чтобы достоверных источников было несколько. Необходимо активное и умелое присутствие в этом новом для Церкви пространстве, потому что "свято место пусто не бывает". Важно подчеркивать общие для основных конфессий темы, в которых мы придерживаемся одних взглядов и транслируем их в публичное пространство для сохранения здорового общества. Это семейные ценности, воспитание будущего поколения, созидание, противостояние абортам, ЛГБТ+ пропаганде, сохранение языка от сквернословия и устремление к нравственным идеалам. И наконец, это стремление к согласию в обществе", - сказала спикер.
Она сообщила о проекте епархии "Храмы Петербурга - храмам Мариуполя". О нем сообщали в региональных и федеральных СМИ, в социальных сетях епархии публиковались фото и видео материалы о той помощи, которую петербургские приходы и благотворительные организации оказывали мариупольским приходам. Помимо материальной поддержки проект выполнил объединяющую функцию: жители новых территорий почувствовали, что их братья и сестры по вере делали это искренне, с любовью, что они не оставлены в одиночестве.

На конференции отмечалось, что в эпоху глобальных вызовов, разобщающих общество, конфессии должны стремиться к его консолидации в духе мира и согласия. Диалог должен строиться на взаимном уважении, интересе и смирении, не касаясь теологических особенностей. Почва для экстремизма - деморализация общества, когда ослабление моральных установок ведет к откату к примитивному личному выживанию. Человек, погруженный в хаос тревожащей и пугающей информации, теряет почву под ногами. Надо помочь ему сохранить опору, строить мировоззрение на основе неизменяемых ценностей. Церковь призвана говорить о человеколюбии, ее СМИ должны утешать и поддерживать, формировать восприятие информации, не разрушающее человека изнутри.

ИА "Вода живая",
13.06.23