Встреча с настоятелем Георгиевского храма в поселке Нахабино Московской области иереем Павлом Островским "Миссия в интернете: проблемы и перспективы" состоялась 16 февраля в Синем зале епархиального управления. Ее организовали миссионерский и молодежный отделы епархии.
Председатель отдела иерей Николай Святченко, открывая встречу, сказал, что отец Павел - один из самых популярных медийных миссионеров.
Гость отметил, что каждый христианин является миссионером в том смысле, что по его поведению, речи и поступкам люди делают выводы о Церкви и Христе. Если люди, назвавшись христианами, не изменили свою жизнь, то это антимиссия. Сегодня с учетом информационного мира - соцсетей, телевидения и всевозможных чатов - все стали миссионерами, хотят они этого или нет. Апостол Павел говорил, что надо давать адекватный ответ внешнему. Главный бич современной миссии в том, что люди путают свое мнение о Христе с реальным православным учением.
"Прежде чем идти в миссионерство, мы должны увидеть в том, к кому обращаемся, реального человека - с огромным количеством проблем, болью, и только когда это увидим и разделим с ним, есть шанс, что он пойдет за нами, - продолжил отец Павел. - Это не мои мысли, они были выражены еще апостолами и в большей степени - равноапостольным Николаем Японским. Он сказал, что сначала надо полюбить человека, затем дождаться его любви в ответ, и только потом рассказывать ему о Христе. Когда он проповедовал в Японии, то потратил восемь лет на то, чтобы изучить и полюбить японцев и их культуру. Они видели в нем японца и поэтому стали его слушать. Когда человек нам что-то рассказывает, обычно возникает две реакции: мы либо выносим суд, либо навешиваем ярлык, предосуждаем. В этом случае проповедь Христа заранее обречена на провал. Христос сказал: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). Все просто: хочешь, чтобы тебя понимали - понимай людей, хочешь, чтобы не перебивали - не перебивай, хочешь, чтобы услышали - выслушивай. Апостол Павел сказал: "Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых" (1 Кор. 9:20-22). Все это он делал ради проповеди Христа".
Отец Павел вспомнил случай, когда к нему подошел мужчина и рассказал, что у него в пожаре погиб ребенок: "Что ему можно сказать? Ничего ты не скажешь. У меня дети здоровы, никто не погиб в пожаре. Сказать ему какие-нибудь слова из Священного Писания? Они не будут пронизаны этой болью. Я ему честно сказал, что не могу в полной мере понять его боль. Мы можем ее разделить на приходе - молиться за его сына столько, сколько храм стоит, а его с женой запишем о здравии, чтобы Господь как-то давал им силы жить. Мужчина пожал мне руку и поблагодарил за честность. Иногда у нас нет возможностей понять человека. И честность - единственное, что можно прочвить. Просто быть рядом, даже молча, люди это уважают".
Отец Павел отметил, что миссионерствовать в теории легко, но между теорией и практикой - пропасть, которая преодолевается исключительно опытом постоянных ошибок: мы просим прощения за свои ошибки и постепенно, раз за разом совершенствуемся.
В формате открытого микрофона люди задавали миссионеру вопросы.
На вопрос о том, почему катехизация так непопулярна и так мало людей хотят ее пройти, он ответил, что Христос не начинал сразу проповедовать, а сначала исцелял тех, кто к Нему приходил, то есть сначала решал их проблемы, потом проповедовал. Люди большей частью сегодня испытывают одиночество, нехватку приятных эмоций и переживаний. Для них духовная радость, которую испытываем мы, ничего не значит. Он посоветовал собраться приятной компанией девушек и юношей, выйти на Невский проспект и красиво исполнить церковные песнопения, а затем раздать листовки с приглашением на катехизацию. Можно напечь пирожков и угощать прохожих. Тогда люди сначала получат приятные переживания, а затем будут готовы выслушать.
Когда нужно поступать по закону, а когда по любви? Отец Павел ответил, что Закон Божий (не убий, не укради) появился по причине умножения беззаконий и ослабления любви. Любовь выше закона, закон ведет к любви. Опытный христианин всегда острожен, потому что много раз ошибался. В простых вещах надо поступать по совести, а если что-то сложное - на всякий случай лучше спросить совета у более опытного.
Один из присутствующих спросил, как рождается вера. "Вера - это дар Божий. В каждого человека вложена призывающая благодать - зов Божий слышит каждый. Совесть человека в итоге приводит его к поиску вечной любви. Как только человек задается этим вопросом, Бог реагирует таким подарком. Вера - это связь человека с Богом. Она должна быть двусторонней, это диалог. Чтобы обрести веру, у человека должен быть первый личный шаг поиска, его желания. Бог всегда деликатно себя ведет", - сказал отец Павел.
На вопрос, как он все успевает в жизни, он шутливо ответил, что когда трудится - меньше грешит.
Главной ошибкой в работе с молодежью отец Павел назвал то, что ее мало слушают, взрослым надо научиться молчать. Это самое тяжелое в педагогике, но это самое необходимое. Опыт молчания дарит нам Христос. Если показать готовность слушать и дать детям высказаться, то открываются удивительные вещи.
Как сосредоточиться на молитве? Отец Павел посоветовал больше внимания уделить внешнему культу - организовать себе молитвенное место в доме, обратить внимание на свой внешний вид, зажечь лампадку или свечку, поставить фимиам на лампадку для запаха, перед молитвой ударить в колокольчик, потом выдержать паузу, сделать земной поклон и, не торопясь, спокойно помолиться. Также стоит обратить внимание, как совершается крестное знамение.
Рассуждая о том, как распознать волю Бога и отделить ее от своей, отец Павел сказал: "Собственные размышления зачастую соответствуют воле Бога. Чтобы не ошибиться, надо читать Священное Писание и ориентироваться на него. Также можно обратиться с вопросом к священнику, которому доверяете. Но не бойтесь ошибаться. Некоторые вещи приходят только через личный опыт".
ИА "Вода живая",
16.02.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы