Проблемы вовлечения молодежи в неоязыческие культы обсуждались на конференции в Санкт-Петербурге

Научно-практическая конференция “Древняя Русь. Язычество и христианство. Мифы и реальность“ прошла 3-4 июня в Санкт-Петербурге. Она была организована городским отделом по связям с религиозными объединениями и епархиальным отделом по взаимодействию с казачеством.

Перед заседанием председатель отдела протоиерей Димитрий Василенков отслужил молебен.

"Тема нынешней встречи весьма актуальна. Речь идет о религиозных группах, существующих с начала 1990-х. Они считают, что продолжают традиции древних славян, но ни научное сообщество, ни представители традиционных религий с этим не согласны. Никакой преемственности с древним язычеством у русского народа нет. Вот в Бурятии -  да, там сохранился шаманизм. А в христианском мире любой возврат к “языческим корням“ - не более чем реконструкция. Спектр неоязычества широк: от экологически окрашенных, в общем, безобидных групп до объединений, высказывания и деятельность которых смело можно назвать славянским фундаментализмом", - сказал, открывая конференцию, заведующий городским отделом по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. 

Продолжая тему, протоиерей Димитрий Василенков отметил, что члены большинства молодежных неоязыческих организаций враждебно относятся к православию, и, к сожалению, плоды деятельности этих организаций видны не только в социальных сетях, но и в реальной жизни. Например, в Южно-Сахалинске 9 февраля нынешнего года некто Степан Комаров, ворвавшись в православный храм, открыл стрельбу и убил монахиню, мать настоятеля храма, и прихожанина. "У преступника была религиозная мотивация, и он этого не скрывал", - подчеркнул отец Димитрий. 

Он напомнил собравшимся слова Гитлера, сказанные в апреле 1942 года: "В наших же интересах, чтобы в каждой русской деревне была собственная секта". По мнению священника, эти планы реализуются в наше время. Для большинства жителей России православная вера - объединяющий фактор. Это можно сказать и об Украине, Белоруссии. А язычество никогда не было единым: в разных местностях поклонялись различным богам, даже если речь идет об одном народе. 

Отец Димитрий назвал несколько причин, почему организации неоязыческого толка вербуют все новых сторонников в молодежной среде. Одна из них - культ силы, крайне привлекательный для юношества. Другая - слабая информированность молодежи в вопросах истории, из-за чего в их сознание легко проникают сказки типа "была сильная, могучая Русь, а потом пришли эти жидовствующие и все испортили". В школе изучению этого периода истории уделяется недостаточное внимание, в учебниках языческой Руси посвящен один абзац, столько же - принятию христианства. Если в вузах просветительская работа все же проводится, то в бывших ПТУ, ныне именуемых колледжами и лицеями, нет ничего. В резонансных делах скинхедов часто фигурирует молодежь именно из этих учебных заведений.

Импровизированное выступление заведующего сектором традиционной системы православного казачьего воспитания "Спас" Сергея Нескоромного было посвящено проникновению языческих веяний в казачью среду: "Мы видим не только искажение истории, языка, но и изменение боевой системы, привнесение в нее восточных элементов. Но отсутствие благодати Святого Духа делает их слабыми, причем не только в духовном, но и в физическом смысле".

Все участники конференции сходились в том, что главное оружие в борьбе с неоязычеством - просвещение. Прозвучали доклады "Языческие пережитки в русской жизни эпохи монгольского завоевания" доцента СПбГУ Романа Соколова, "Язычество и неоязычество как фактор политической дезинтеграции" доцента СПбГУ диакона Владимира Василика, "О белорусском неоязычестве" кандидата исторических наук Алексея Кибиня.

Место для второго заседания конференции - Университет МВД -  было выбрано не случайно: послушать докладчиков пришли его курсанты. Диакон Владимир Василик еще раз вспомнил о южносахалинском стрелке, а также о других преступлениях, связанных с деятельностью неоязычников. Напомнил и о поддержке неоязычниками, в том числе петербургскими, киевского Майдана.

Отец Владимир остановился на некоторых клише, которые, как вирус, "вбрасываются" в молодежную среду, и - особенно подробно - на книге идеолога неоязычества Николая Левашова "Россия в кривых зеркалах". Ее автор называет князя Владимира "иудейским князем" и возводит имя его матери, славянки Малуши, к еврейскому имени Малка. "Поверьте исследователю - это полный бред. Легче слоновий след перепутать с человеческим, чем спутать два этих имени. Левашов говорит также, что при принятии христианства 80 процентов населения Древней Руси было якобы уничтожено, что взрослых убивали, а оставляли только "чад неразумных", то есть детей. Хорошо, если столько народу поубивали, где они похоронены? Найдены  могильники времен монгольского нашествия. Где могильники времен Крещения Руси? Кроме того, если всех взрослых вырезали, кто этих "чад неразумных" кормил? Да и как можно было насильно крестить киевлян, когда свободные люди все носили мечи и умели постоять за себя? Они могли креститься только добровольно", - сказал отец Владимир. 

Гость из Москвы протоиерей Олег Стеняев обратил внимание слушателей, прежде всего молодежи, что утверждение неоязычников "христианство -  религия слабых" в корне неверно хотя бы потому, что христианство объединяет людей, а язычество всегда локально: "У нас нет языческого прошлого. Психотип русского, украинца, белоруса сложился под влиянием православия. Верность наших предков - это верность своей вере". Священник дал несколько практических советов педагогам и родителям, что делать, чтобы ребенок не попал в языческую секту, и как, если ребенка все же вовлекли в такую секту, вернуть его к нормальной жизни.

“Вода живая“
04.06.14