Дискуссия о браке и семье прошла в Санкт-Петербурге

Накануне празднования Всероссийского дня семьи, любви и верности, 7 июля, в Центральной городской публичной библиотеке имени Владимира Маяковского прошла открытая дискуссионная площадка "Где заключаются браки?".

К участию в обсуждении актуальных вопросов семьи и брака приглашены представители светских и церковных организаций, молодежных общественных движений и СМИ.

В обсуждении приняли участие председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский,  председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке протоиерей Михаил Петропавловский, руководитель Санкт-Петербургского отделения общенациональной программы "В кругу семьи" и главный редактор радиостанции "IamRadio" иерей Дионисий Харин, врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Восточно-европейского института психоанализа Альфред Щеголев. Координатор встречи - руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова.

Встреча началась с поочередного изложения проблем современного отношения к семьи и способов их разрешения на основе опыта каждого из спикеров.

Первым слово взял протоиерей Михаил Петропавловский. В 2013 году отец Михаил вместе со свой супругой организовал при храме клуб "Большой семейный совет". Вход туда открыт каждому, кто не равнодушен к вопросам семейной жизни и семейных отношений - их создания,  упрочнения и улучшения.

"Если мы возьмем примеры из русской литературы, то заметим, что писатели доводили сюжет до венца, а далее что? Начиналась рутина", - начал отец Михаил. Семейная жизнь многими мыслится как источник страданий и трудностей. Чтобы иметь силы преодолеть семейные тяготы, священник рекомендует перед вступлением в брак задать себе несколько вопросов как относительно своих мотивов вступления в брак, так и относительно своего избранника или избранницы.

1. Как он/она относится к родителям, собственным и вашим? Отношения с родителями, по мнению отца Михаила, - зеркало отношений будущих супругов.
2. Как ваш избранник относится к труду? Важна способность работать, обустраивать и обеспечивать свою жизнь.
3. Не воспринимаю ли я брак как решение личных проблем? "Можно не рассуждать над этим вопросом долго, но задать себе и ответить на него - необходимо", - считает отец Михаил.
4. Хочу ли я исправить своего избранника/избранницу? "Не стоит вступать в брак с мыслью переделать своего мужа/жену: вы выбираете конкретного человека со всеми его достоинствами и недостатками" - уточняет отец Михаил.
5. Комфортно ли вам молчать друг с другом?
6. Возможно ли для вас принимать материальную помощь от родителей? "Здесь надо понимать, что если вы просите у родителей денег, вы соглашаетесь на зависимость от них, допускаете их вмешательство в вашу жизнь", - объяснил отец Михаил.

Протоиерей Александр Дягилев продолжил тему. "В наше время не учат, как быть супругами, как вступать в брак. По статистике, распадается каждый третий венчанный брак. Есть ряд вопросов, которые надо обсудить до того, как люди вступили в брак. Мы для этого запустили проект "Счастье навсегда". Он включает девять встреч, которые начнутся в следующем году 7 февраля и продолжатся вплоть до Пасхи. Любопытно, что сейчас мы не знаем, кто к нам придет, и сами люди, может быть, еще не знают, эти пары еще не встретились, а к февралю образуются. Через нас прошло уже 90 пар, из которых некоторые вступили в брак, некоторые еще нет, а некоторые расстались, и мне кажется, что это тоже положительный результат", - поделился священник.

Ведущие таких встреч - бывшие участники проекта, те, кто, основываясь на своем опыте, может рассказать об изменениях в отношениях. Отец Александр добавил: "Мы воспринимаем наши выезды и встречи как форму церковного служения. Мы не берем денег за проведение, участники оплачивают только проживание".

Отец Александр также указал на проблему малой заинтересованности священников в проекте "Семейный диалог", направленном на работу с уже сложившимися парами: "Есть грустные истории и среди священнических браков - две-три пары в год распадаются. Мне жаль, что некоторые священники нас игнорируют, говоря: "У нас с матушкой все нормально". Не надо ждать, пока станет ненормально! Отношения нужно развивать, углублять".

Священник обратил внимание на то, что, к сожалению, в семинариях нет курса "Богословие брака": "С чем приходится сталкиваться на исповеди? С тем, что многие христиане вообще не понимают, что такое брак. Бог сотворил человека как мужчину и женщину. Соединение мужчины и женщины, то есть брак, - это восстановление полноты Божией, а не просто договоренность жить вместе. В еврейском тексте фраза, которая в русском переводе звучит как "сотворим помощника ему", читается как "сотворим точную противоположность ему для взаимодополнения".

Самый молодой участник дискуссии иерей Дионисий Харин, в отличие от предыдущих выступавших, предложил взглянуть на семью позитивно: "Мы часто говорим только о проблемах. На самом деле начнем с того, что люди все еще хотят заключать браки, но есть море страхов, которые их мучают и им мешают". Отец Дионисий привел в пример святых Петра и Февронию: "Они были теми людьми, которые совершили революцию, переступили все социальные нормы того времени, потому что в первую очередь важен человек, с которым будешь жить".

Отец Дионисий задался вопросом, почему люди не хотят венчаться: "На мой взгляд, потому, что  мы говорим, что все вокруг плохо. Люди продолжают друг друга любить и творить добро - и об этом стоит говорить. Я ехал сюда в маршрутке, набрал в "Яндексе" запрос "семья" и увидел только один позитивный портал, а все остальные были о проблемах и разводах. Мне кажется, надо говорить о замечательном и положительном. Не надо акцентировать внимание на геях, аморальном, лучше сообщать о хорошем и этим притягивать".

Протоиерей Константин Головатский отметил, что многие считают проблемой отсутствие мест, где молодые люди могли бы встретиться и познакомиться: "Вторую половинку можно встретить где угодно, не только на православном балу, но и занимаясь, например, экстремальными видами спорта". Отец Константин обратил внимание на то, что не надо обходить острые углы в обсуждении проблем семьи: "Когда я сюда зашел, то увидел баннер "IamRadio" "Мыслю, значит существую". Эта фраза принадлежит Декарту: "Cogito ergo sum". На самом деле первым произнес это блаженный Августин, но только чуть иначе: "Сомневаюсь - значит, существую". И неплохо, что мы сомневаемся, давайте сомневаться, может, что-то в наших выводах неверно. Статистика разводов свидетельствует, что мы сами не умеем делать правильный выбор, как мне кажется".

Последним выступающим стал Альфред Щеголев. По мнению Альфреда Александровича, самая большая проблема нашего общества - инфантилизм мужчин: "Инфантил отличается от зрелой личности тем, что он живет по принципу удовольствия, он не выносит правды и никогда не будет ответственным, потому что удобнее перекладывать ответственность на других". Психотерапевт резюмировал, что инфантильное общество - продукт длительной безотцовщины, вызванной исторической ситуацией в стране.

По итогам выступлений спикеров в зале началась горячая дискуссия. Прозвучало мнение, что традиционные истины, высказываемые в традиционной форме, не учитывают ценностные приоритеты современной молодежи. Один из слушателей привел такой пример: "Кого выберет современная городская девушка - цивилизованного, образованного молодого человека из обеспеченной семьи, но немного избалованного, или неотесанного, нецивилизованного, простого, но зато "мужика"? Выбор девушки практически очевиден: как она уживется с деревенским мужиком?"

Одним из актуальных и спорных вопросов стало отношение к "сожительству". Священники старшего поколения определили сожительство как блуд и недопустимую форму отношений. Отец Александр Дягилев отметил, что сожительство среди церковных людей - не такое редкое уж явление: для многих женщин пресловутое "женское счастье" становится выше Божиих заповедей. Отец Михаил Петропавловский добавил, что поощрять сожительство - разрешать молодым людям "просто так" жить друг с другом под родительским кровом - не следует.

Интерес вызвал взгляд отца Дионисия Харина - он предложил не осуждать явление, а с ним работать, что, по его мнению, более продуктивно: "В каноническом праве вообще понятие венчания появилось достаточно поздно, всеобщей и повсеместной практикой венчание стало отнюдь не сразу - поначалу оно было прерогативой богатых людей, и только потом венчание стало выполнять функцию обнародования перед церковной общиной своих отношений. Я говорю людям, которые сожительствуют, что они уже живут в браке, что их отношения требуют заботы друг о друге и взаимной ответственности".

Обсуждение вопросов устроения семьи продлилось более двух с половиной часов.

ИА "Вода живая",
07.06.15