Состоялись Ксениинские чтения

Первые Ксениинские чтения, приуроченные к празднованию 35-летия прославления блаженной Ксении Петербургской, прошли 15 мая в Доме молодежи Василеостровского района. Их посетили священнослужители митрополии, прихожане, школьные педагоги.

Ведущий вчера, клирик храма Смоленской иконы Божией Матери иерей Роман Жук, отметил, что небесная покровительница города на Неве почитается в России и во всем мире. Ее почитание началось задолго до ее прославления в лике святых. "Юродство Христа ради - это самый необычный подвиг благочестия в православной традиции. Он заключается, во-первых, в аскезе - добровольном умалении себя, самоотречении вплоть до безумия, но безумия мнимого. Во-вторых, юродивые противопоставляют христианскую жизнь мирскому существованию - социальные, культурные и тем более материальные ценности презираются ими или полностью отрицаются. Третий аспект этого подвига - исключительно своеобразное служение людям, которое не может быть объяснено с рациональной точки зрения. Они творят чудеса и отличаются даром предвидения. Внешнее безумие сочетается с внутренней святостью, которая и приводит к исправлению грешной человеческой души. За 2000 лет существования Церкви лишь шестьдесят человек было причислены к лику святых Христа ради юродивых, из них 35 подвижников были прославлены в Русской Православной Церкви. Особое место в этом списке занимает Ксения Петербургская", - сказал отец Роман.

Был показан видеофильм об истории почитания Ксении и посвященной ей часовне.




"Имя святой покровительницы города на Неве - великое достояние всего православного и христианского мира, - сказано, в частности, в послании. - Ее прославление в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, когда праздновалось 1000-лети Крещения Руси, стало не только долгожданным событием для почитателей святой, но и ярким символом начала грядущего возрождения веры в Отечестве после десятилетий господства атеистической идеологии. Празднуя дни памяти святых и отдавая благодарную дань их трудам, важно прикоснуться к сути их подвига: почему такой же, как и мы, человек смог возвыситься над материальным и достичь личной святости? Преподобный Серафим Саровский учит, что все дело в решимости. Блаженной Ксения взяла на себя такой крест, нести который мало кому по силам. И она знала, зачем это делает. Подвиг юродства - самый радикальный отказ от мира через отречение от самого себя, в котором искореняется гордыня, именуемая отцами-аскетами - корнем всех грехов. Окрыляемая благодатью Божией, она многие десятилетия мужественно несла свой подвиг, став благословением для людей на все времена".

Было зачитано приветствие губернатора Александра Беглова.

Заместитель председателя епархиального миссионерского отдела иерей Димитрий Дмитриев выступил с докладом о традициях иконографии святой как отражении ее жития. Ранние изображения блаженной известны на эстампах и книжных репродукциях конца ХIХ века. На одной из них она представлена в рост в зеленой кофте и красной юбке, обута в стоптанные черные башмаки, на голове темный платок, пальцы правой руки сложены в крестном знамении, левая опирается на посох. На заднем плане - Смоленское кладбище с церковью. Стиль рисунка напоминает народный лубок. По некоторым данным, одно из черно-белых изображений считается выполненным с прижизненного образа святой, принадлежавшего праведному Иоанну Кронштадтскому. Среди композиционных вариантов (поясной образ, ростовой, житийный) выделяются группы произведений, объединенных духовной трактовкой образа: матушка-странница (с посохом в руке, часто на фоне Смоленской церкви или города), матушка-молитвенница (в позе молитвы ко Господу или Богородице), матушка-утешительница (лик блаженной приближен к зрителю, руки сложены на груди либо в одной из них посох). В иконографии есть серия житийных икон с клеймами. Как правило, это образы чудес и подвигов на земле Санкт-Петербургской: строительство Смоленского храма, предсказание о пожаре, заботы о родившемся младенце у ворот Смоленского кладбища или молитвы в поле на Петроградской стороне. Образ святой занимает одно из важных мест в иконографии "Собора Санкт-Петербургских чудотворцев", а также на современных списках композиции "Все святые, в земле Русской просиявшие", созданных после прославления Ксении.

Председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин выступил с докладом "Ксения Блаженная: канонизация и подготовка к ней". Он рассказал об атмосфере, которая царила в то время в обществе. "1988 год - переломный для нашей страны. Тысячелетие Крещения Руси стало событием, которое заставило застойное советское общество оттаивать, общественность вдохновлялась новыми идеями и переживаниями. Канонизация святых была одним из действий Поместного Собора, центральным событием было празднование тысячелетия Крещения Руси, которое отмечалось торжественно. Устраивались конференции не только в нашей стране, но и за границей. Это было действительно мировое событие, которое дало импульс развития обществу, свободе мысли, но за это пока шла серьезная борьба. В Казанском соборе был Музей истории религии и атеизма, который дискредитировал Церковь и духовенство. Участие в этом принимали убежденные коммунисты - религиовед Николай Гордиенко и уполномоченный Совета по делам религии Григорий Жаринов. Но в государстве уже начали чувствовать, что тысячелетие Крещения Руси - важное событие. В комиссию по подготовке празднования был включен митрополит Алексий (Ридигер). Эта комиссия и предложила канонизировать нескольких подвижников Церкви. На Соборе было много иностранных гостей, которые после этого ездили по советским городам. В наш город приехала делегация из двухсот человек, они посещали часовню Ксении Блаженной, уже была изготовлена икона. И быстро почитание Ксении стало входить в практику", - сказал отец Владимир. Он зачитал постановление Поместного Собора о канонизации святых. Вместе с Ксенией Блаженной к лику святых были причислены, в частности, благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, преподобный Максим Грек, митрополит Московский Макарий, схиархимандрит Паисий Величковский, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский, епископ Феофан Затворник.

В перерывах между докладами в исполнении хора Смоленского храма под руководством Полины Фоменко прозвучали произведения "Христос воскресе" на музыку Александра Кастальского, "Богородице Дево, радуйся" Сергея Рахманинова и Kirie eleison (музыка Патриарха грузинского Илии II), а также стихира и кондак Блаженной Ксении Петербургской и композиция "Блаженная Ксения Богомудрая" на музыку Наталии Хасцлер.

В исполнении хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова прозвучали произведения духовной музыки: "Христос воскресе" Александра Шишкина, "Хвалите имя Господне" и "Воскресение Христово видевше" Павла Чеснокова, "Кресту Твоему" Александра Алексеева, "Радуйтеся, людие" Джузеппе Сарти, "Плотию уснув" архиепископа Ионафана (Елецких). Завершили концерт светские произведения - "Вечерний звон" на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева в авторской обработке Юрия Герасимова, русская народная песня в обработке Сергея Жарова "Эх, ухнем" и песня советской эстрады "Богатырская наша сила" на стихи Николая Добронравова и музыку Александры Пахмутовой. Солировали протодиакон Андрей Левин, диакон Андрей Реймерс и иерей Антоний Малаховский.

Блаженная Ксения Петербургская - одна из самых почитаемых русских святых. Овдовев в 26 лет, она взяла на себя подвиг добровольного безумия -  юродства Христа ради, проводя жизнь в скитаниях по городу и молитве. Обладала даром предвидения, еще при жизни помогала людям и стала горячо любима. Упокоилась на Смоленском кладбище, которое стало местом паломничества. К святой обращаются с просьбами об исцелении от болезней, даровании семейного счастья и во многих других нуждах. Канонизирована Русской Православной Церковью 6 июня 1988 года.

ИА "Вода живая",
15.05.23


Упоминания в новостях

11 февраля 2024
"Равные апостолам"
Все новости