В Казанском соборе прошла лекция на тему Великого поста

Лекция на тему "Великий пост. Аскетический путь Церкви и личности" состоялась 8 марта в крипте Казанского кафедрального собора. Об истории поста, особенностях великопостных богослужений и молитв, о семи его седмицах и значении их для православного христианина рассказал преподаватель Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, клирик собора иерей Георгий Христич.

В Казанском соборе прошла лекция на тему Великого поста
Великий пост - это время особых богослужений. Их устав отличается от богослужений всего года. Отец Георгий пояснил, что по уставу Церкви, Божественные литургии служатся только в субботние и воскресные дни, в праздники. "Церковь призывает нас чаще ходить в храм и проникаться молитвой. Даже если многие из нас работают и не успевают на богослужение, можно дома почитать тексты молитв в Триоди - это поможет не отрываться от жизни Церкви во время поста", - посоветовал священник.

По его словам, главное руководство к Великому посту  - Постная Триодь. Это труд многих святых, которые передают в своих сочинениях личный аскетический опыт. В Триоди содержатся все неизменяемые песни и каноны, которые поются до Пасхи. С празднования Пасхи христианин руководствуется Цветной Триодью.

Постная Триодь начинается с великого покаянного канона святого Андрея Критского, который читается в первые дни поста. По словам отца Георгия, святой Андрей Критский показывает в своем труде историю грехопадения человечества и дает возможность сравнить себя с этими людьми. Так, автор говорит христианам о святом Аврааме, который оставил все и пошел за Богом, тем самым, вопрошая, можем ли мы сделать так в своей жизни. Канон рассказывает о святом царе Давиде, формально не сделавшем ничего плохого (мужа его любимой женщины убили на войне - и царь законно взял ее в жены), но согрешившим в сердце своем, осознавшим это в полной мере и написавшим знаменитый 50-й псалом.

"В начале Великого поста человек размышляет над персонажами Ветхого Завета, сравнивая себя с ними. Но чтобы совсем не впасть в уныние о своих грехах, Церковь венчает это время Торжеством Православия. Так Святая Церковь, вспоминая, как в истории православия восторжествовало иконопочитание, напоминает нам о незыблемой вере в Божию милость к каждому грешнику", - сказал отец Георгий. 

Вторая неделя - святителя Григория Паламы - напоминает христианам об учении святителя, сформулировавшего главную цель христианской жизни, суть нашего спасения. Священник подчеркнул, что это - обожение, в котором человек по милости Божией всей полнотой своего существа соединяется с Богом.

На третьей неделе, Крестопоклонной, по словам отца Георгия, выносится крест Господень для морального поддержания верующих во время поста. Крест имеет двойное значение: это не только крестный путь каждого человека, его личный подвиг, но и "всесильная" святыня. "Вспомним слова "Сим победишь!", явленные в сражении Константину Великому", - пояснил священник.

"В середине поста мы подходим к пониманию и осознанию своих грехов. Так рождается вопрос: что же с этим делать? Ответ дает Церковь, указывая на знаменитую "Лествицу" святого Иоанна Дамаскина. Эта книга появилась тринадцать веков назад, но ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина тому - простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни", - рассказал отец Георгий о четвертой неделе - святого Иоанна Лествичника.

Пятая неделя - святой Марии Египетской - по словам отца Георгия, время памяти о великом падении и великом подвиге. "Читая житие святой в среду на вечернем Богослужении, Церковь дает всем христианам надежду на исцеление. Святая Мария явила своей жизнью образец подвига покаяния, 47 лет провела в пустыне, молясь и плача о своих грехах, всего два раза дерзнув причаститься Святых Христовых Таин. Ее пример для православного человека - призыв не грешить, так как мы, по немощи своей, не сможем и так каяться. Однако это выражение надежды всем людям на неизмеримую милость Творца, Чья благодать может настолько преобразить одного человека. На этой неделе Святая Церковь, помятуя об особой важности, еще раз читает великий покаянный канон Андрея Критского", - пояснил отец Георгий.

На шестой неделе православный мир празднует Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим. В Вербное воскресенье верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя веточками вербы. Однако, по словам отца Георгия, Церковь призывает каждого, кто держит их в руках, осознать, готов ли он принять Христа не как могущественного земного царя, как это делали иудеи, а как Владыку Царства небесного, Царства жертвенной любви и служения.

"Если все шесть недель Великого поста человек идет навстречу Христу, то Страстная седмица -  это время, когда Господь идет навстречу нам, и мы каждый день следуем за Ним. День за днем на Страстной седмице мы вспоминаем Его страдания, арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во Ад и, наконец, как в Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога", - сказал священник.

Он добавил, что вся библейская история - это история кающихся грешников. Образ грешника нам ближе, чем образ праведника. Грешник в библейской истории преодолевает себя. Этот пример дает нам надежду, что преодоление своей немощи получится у каждого, если встать на путь покаяния и исправления своей жизни.  

ИА "Вода живая",
08.03.15